Эти картины видели все, кто учился по советским и ранним российским учебникам. Сколько сочинений написано по этим картинам. О чем только не писалось в них. О светлом солнечном утре, об образцовых семьях, о правильном "советском" образе жизни. Но восприятие этих, действительно красивых и светлых картин поменяется, когда узнаешь более подробно об истории их автора. Предлагаю узнать историю жизни и творчества Зинаиды Серебряковой.
Зинаида Серебрякова - русская художница, первая русская женщина, вошедшая в историю живописи. Ее девичья фамилия Лансере. Если Вы увлекаетесь живописью, архитектурой и искусством вообще (а на моем канале других и не бывает), наверняка будут знакомы имена Николая Бенуа, знаменитого архитектора, (он был ее дедом), Евгения Лансере, известного скульптора анималиста (ее отец), и Питера Устинова, известного английского актера, вы наверняка его помните по классическим версиям полноэкранного Эркюля Пуаро (он приходился Зинаиде Серебряковой племянником).
Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году в родовом имении Нескучное, которое располагалось на границе между Курской и Харьковской губерниями. Именно здесь она напишет свой самые светлые картины. «Как только ребенок рождается, ему дают в руки карандаш — и он начинает рисовать» — так описывала жизнь семьи Лансере-Бенуа. Творческая судьба художницы была предопределена окружением. Когда Зинаиде Серебряковой было всего два года, от долгой болезни умер ее отец. Мать художницы осталась с шестью детьми. Екатерина Николаевна писала портреты, но этого катастрофически не хватало на жизнь. Но ей очень помогали родственники, представители древнейших дворянских родов. Все дети Екатерины Николаевны получили прекрасное образование и смогли заниматься искусством. как и было принято в этой семье. Зинаида училась в женской гимназии, посещала художественную школу, классы рисования художника Осипа Браза, училась рисунку в Париже. Семья жила зимой - в Петербурге у родственников в квартире деда Николая Бенуа, а летом - в родовом имении.
Между двоюродными братом и сестрой, которые были очень дружны с детства, возникли пламенные чувства. В имении роман Зинаиды и Бориса Серебрякова должен был завершиться свадьбой. Они порешили повенчаться тогда же, не дожидаясь окончания института - Борис учился в институте. но возникло препятствие. В роду Лансере-Бенуа придерживались католической веры, Серебряковы были православными. Обе ветви христианской религии запрещали браки между близкими родственниками. В письмах, датированных сентябрем 1905 года очень красочно описаны мытарства будущей семьи.
"... как раз тогда ждали в Нескучное архиерея, и Боря думал просить его разрешить этот брак. Накануне назначенного дня его приезда узнали, что он не будет. Тогда поехали к нашим батюшкам и составили прошение на имя того же архиерея. Мы были уверены, что он разрешит, ибо был подобный „циркуляр“. Уже назначали день свадьбы, которая должна была быть в высшей степени простой — без нарядов, приглашений, без пиршеств. Но вот Борис возвращается из Белгорода — оказывается, не так составлено прошение, нужно „графически“ показать родство, а разрешить — это, сказали, дело нескольких минут. На другой день Борис опять едет (45 верст на лошадях, помнишь!) и возвращается совсем опечаленный — архиерей отказал наотрез! Не теряя времени, он едет тогда в Харьков искать новых и иных путей. Первая поездка была неудачна — попы не решались, однако сведущие люди указали еще на одного, которого в тот раз он не застал дома. Через день опять едет, хотя уже ни у кого не осталось надежды на удачу; уже обдумывали о переходе в лютеранство, о прошении в Синод… Вдруг — надежда: добрый пастырь согласен, несколько дорого — 300 р., но что же делать!.."
Они прожили вместе и были счастливы почти 14 лет, родив двух сыновей и двух дочек. При этом муж Зинаиды, в отличие от всей ее семьи, не был связан с искусством: он окончил Институт путей сообщения и занимался строительством железных дорог.
Творческий успех очень быстро приходит к художнице. В 1910 году она показывает на выставке Союза русских художников картину «За туалетом», которую написала в имении Нескучном.
Сегодня это самая известная работа Серебряковой. Картину тут же, прямо с выставки, покупает Третьяковская галерея. С ней были куплены и еще ее две картины. Это редкое и небывалое признание. Особенно, когда художник - женщина 26 лет и на дворе - начало двадцатого века.
В картинах с крестьянами Серебрякова часто занижает горизонт, создавая у зрителя впечатление, что он наблюдает за жатвой или белением холста снизу вверх. У ее героев мощные, мускулистые вытянутые тела, правильные черты лица, их фигуры подсвечены ярким летним солнцем и контурно выделены на фоне неба, движения величавы и неспешны. Посмотрите:
В судьбу художницы вмешалась сначала Первая мировая война (ее муж и брат ушли на фронт), а потом и Февральская и Октябрьская революции.
В 1917 году им пришлось бежать из родового гнезда. Вокруг имения то и дело происходили грабежи и разорения зажиточных имений. В один из дней к семье Лансере-Серебряковых пришли крестьяне из Нескучного. Эту встречу описала дочь художницы Екатерина Серебрякова (в 1917-м ей было всего 5 лет): «Крестьяне пришли и сказали: мы вас спасти не сможем, у нас нет оружия. А вокруг все уже убиты».
В декабре 1917 года семья выдвинулась в Змиев, а потом в Харьков. По пути в Харьков в 1919году Борис Серебряков заразился тифом и затем умирает на руках у супруги... После смерти мужа, в 1920 году, Серебрякова наконец-то уезжает к родным в Петербург, где живет сначала у друзей, а потом в своей бывшей квартире у Мариинского театра, из которой была сделана коммунальная квартира. Петербург уже стал Петроградом. Прекрасные балерины Мариинского театра превращаются у нее в ухоженных дам с полотен эпохи рококо, дети — в румяных купидонов с восковой кожей, а автопортреты на темном фоне — отсыл к любимому Рембрандту. Сложно представить себе, что многие из них были написаны в голодном Петрограде после революции.
К петербургскому периоду относится множество картин с балеринами Мариинского театра. В одной квартире с Серебряковой жили два работника Эрмитажа, именно они добыли для Серебряковой пропуск за кулисы, где она делала наброски, запечатлев внутреннюю, невидимую для обывателя жизнь балерин. Мама художницы в 1921 году в письмах пишет: «...вообще эту зиму мы окунулись в балетный мир. Зина рисует балерин раза три в неделю, кто-нибудь из молодых балерин ей позирует, затем Таточка в балетной школе, и два раза в неделю Зика ходит с альбомом за кулисы зарисовывать балетные типы. Все это благодаря тому, конечно, что наши два жильца увлекаются балетом и два раза в неделю — в среду и воскресенье — обязательно ходят в балет...». Часто художница использует пастель вместо масла - банально не хватает денег на масляные краски...
Зарабатывала Зинаида преимущественно выполнением портретов на заказ. Но гонорары за них проедались скорее, чем были окончены сами работы, поэтому ей едва удавалось прокормить детей.
Несмотря на то, что мама помогала художнице с хозяйством и детьми, у нее все равно не оставалось достаточно времени и сил на полноценную работу.
В конце концов она решается поехать к Александру Бенуа в Париж, где намечался большой заказ на панно. Она надеялась заработать денег и вернуться. Но этому не суждено было случиться. Она больше е увидит родную землю, двоих из четырех своих детей она увидит лишь спустя 36 лет.
Все заработанные деньги Серебрякова отправляла в Петроград. Она оставляла себе лишь деньги на оплату жилья и еду. В Париже ее живопись не была популярной, ведь в искусстве уже вовсю набирал популярность авангард. Это направление она считала нелепой мазней. Кроме того, она совсем не умела заводить нужные связи, вращаться в обществе и презентовать себя и свое творчество с лучшей стороны.
В 1925 и 1928 годах к ней переезжают дочь Екатерина и сын Александр. А потом опускается «железный занавес» — двух других детей Зинаиды и ее пожилую мать не выпускают из страны. Семья оказывается разорвана, остается лишь обмениваться письмами, но и это прекращается, когда приходит Вторая мировая война. Двоих старших детей, Татьяну и Евгения, Серебрякова вновь увидит только спустя 36 лет, когда в СССР наступит оттепель и смягчат многие ограничения во внутренней и внешней политике. Маму Зинаида уже не увидит никогда: она скончается в 1933 году.
К середине 1930-х годов ее сын, Александр, был уже востребованным художником интерьеров, создавал декорации для театра и кино, а также книжные иллюстрации.
Дочь художницы, Екатерина писала пейзажи и натюрморты, изготавливала макеты исторических интерьеров.
В 1966 году художница впервые после отъезда во Францию увиделась со старшим сыном Евгением.
Всего лишь за год до смерти художницы, она также успевает получить долгожданное признание своего таланта. Произведения Серебряковой, хотя и были из совсем чуждой новому строю эпохи и предлагали иллюзию другого порядка, неожиданно вписались в идеалы советской культурной политики, особенно ее крестьянская серия.
В 1966 году персональные выставки картин Серебряковой прошли в Москве, Киеве и Ленинграде. Она становится чрезвычайно популярной в СССР. Ей в Париж писали письма художники и искусствоведы, пришла даже телеграмма из Москвы от благодарных зрителей. Крупные столичные и провинциальные музеи поменьше покупали на выставках ее картины для своих коллекций.
Сегодня, когда слышишь имя Зинаиды Серебряковой, на ум приходят чудесные автопортреты и милые лица детей, изящные балерины в легких пачках и монументальные крестьянки в венециановском стиле. Удивительная жизнерадостность, мастерство, лучезарность и искренность художница и сегодня доносит для своих поклонников. Этот мир картин полный семейной теплоты, благополучия и солнца, так сильно отличается от всего того, что происходило в тот момент с ней, да и со всей страной, ведь на кон тогда была поставлена твоя жизнь.
Вот так, как в хорошем кино, судьба разыграла свои карты и по всем законам драматургии выдала в конце джокера и... хеппи-энд.
Надеюсь, Вам понравилось! Ставьте лайк, подписывайтесь. Это мотивирует писать лучше). С лучшими пожеланиями, Ваш Алекс Маком! До встречи.