В Круш на велосипедах.
Август 19-го
Звоню Женьке Жаравину:
-Дядя Женя, здорово. Поехали в Дагестан на велосипедах. План такой: приезжаем в Дербент на паровозе, прыгаем на велосипеды и едем в аул Куруш (самый высокогорный населённый пункт в России и Европе 2560 м н. у. м. ). За пару дней доезжаем до Куруша, оттуда идем на Шалбуздаг до 3800 м н. у. м. Потом едем в Курукал на горячие источники, там чилибосим и оттуда возвращаемся в Дербент.
-А какой смысл ехать на великах по асфальту? Поехали до куда возможно, на машине, а оттуда на великах - говорит мне Женька.
Октябрь 19-го
В Википедии написано, что октябрь самый дождливый месяц в Дагестане. И вот который раз я здесь в этот месяц и опять надо мной голубое небо и не единого облачка, а под ногами море из облаков (в долине Чехычая-Усухчая почти всегда так во второй половине дня) и ни единого намека на дождь. Под лучами солнца - жара (по крайней мере для нас, привыкших что в конце октября уже снег лежит), а когда оно скроется начнется "колотун-бабай", все таки: "зима близко".
Я, Ксюша, и Женька уже несколько часов толкаем велосипеды в гору. Перед этим была игра в тетрис велосипедами, шмурдяком и нами в салоне машины перед выездом из Перми. Ночлежка в Элисте. Бомбический рассвет над долиной реки Самур с видом на Шалбуздаг. Сборы в Усухчае и напутствие пограничника: "в Куруш? На Велосипедах!? Тяжело вам будет".
И нам было тяжело весь день. Потому что мы весь день толкали велосипеды в гору. Для разнообразия, и чтобы уставали разные мышцы, встанешь то справа от велика, то слева и так толкаешь. А он, с вещами, тяжелый как все мои грехи. Зато на полпути от Текипиркента в Куруш нас напоил чаем и накормил пряниками местный пастух, который ночует, когда пасет коров, в старом рафике без колес и окон. В этом самом Текипиркенте горцы выращивают капусту и сегодня они её как раз собирали.
А ещё, примерно на полпути от Усухчая, мы встретили ребят из Махачкалы на заниженой приоре. Говорят: "чем выше горы, тем ниже приоры". В этом высказвывании есть определенная доля лукавства. Например эти ребята не смогли на своей машине проехать ручей, который немного размыл дорогу и повернули во свояси. Здесь в горах, в большинстве своём, дороги - это вырезанные в скалах серпантины. Поэтому здесь, в отличии от плоскости, самые популярные отечественные машины - это Нива и УАЗик и никакого занижения.
И конечно каждый проезжающий мимо автомобиль останавливался и водитель спрашивал нужна ли нам какая-то помощь и не лучше ли погрузить велосипеды к нему в машину и он быстренько довезет нас до цели. Но нет мы же мазахисты и сами задумали переться в Куруш на велосипедах. Все трудности этого дня компенсировались осознанием того, что обратно мы будем ехать, вниз, максимально быстро, легко и весело, главное на этих многочисленных поворотах не разложиться об землю.
Уже стемнело, а мы только добрались до Куруша.
Женька отстал, заправлялся печеньками. У Ксюши на глазах слезы, потому что нам надо подняться над селом, а значит ещё километр надо идти. Правильно говорят японцы: "на пути в 100 ли, самые легкие первые 99 ли".
Вот мы и нашли место для палатки, приготовили ужин, завтра рано вставать и идти на Шалбуздаг и дорога туда тоже будет не из легких.