Здравствуйте, дорогие читатели! Решил писать разборы некоторых моментов сериала «Мастер и Маргарита».
Я пока не читал книгу Булгакова — только посмотрел сериал, поэтому пишу исключительно в этих рамках.
Пишу исключительно мою точку зрения.
Поэтому, если будут возражения,исправления, напишите в комментариях. Буду рад ознакомиться с другими точками зрения и увидеть, в каких местах допустил невнимательность или неправильно подошел к анализу.
Пока постараюсь коротко описать причину, почему персонаж Воланда создан таким, что сразу и не скажешь, что он олицетворяет самого дьявола.
Когда впервые посмотрел этот сериал, был слегка озадачен, ведь ожидал увидеть явно злого персонажа — ну, как это обычно принято показывать для зрителей. Но мысль «А почему он олицетворяет дьявола, хотя вроде вообще непохож? Странный дьявол пошел!» не переставала крутиться в голове вплоть до последней серии.
Думаю, многие увидели схожесть со своей реакцией. Если вы тоже, тогда напишите ниже в комментариях — интересно, сколько нас.
Приблизительно 2—3 месяца спустя постепенно пришло понимание, в чем хитрость кроется.
Заметим, что дьявол знаменит тем, что и злой, и мастер обмана. Многие ведь ведутся на его уловки. Создатель образа Воланда опирался на это второе качество и пытался это реализовать по максимуму.
С другой стороны, учтем и вот эту мысль:
«Ты можешь сам для себя избрать, ибо это дано тебе» (Моисей 3:17).
То есть свободу выбора. Дьявол, насколько бы ни хотел, не может без соответствующих выборов со стороны «жертвы» делать задуманное.
Итак, перейду уже к разбору первой серии, как и обещал.
При первом просмотре этого сериала многое не видно, но позже постепенно становится видна интересная картина. Первая серия начинается с показа трамвая — изначально зрителя готовят к концовке этой серии.
Позже, видим следующее
Минутку. Это ведь слуга Воланда! Что он показывает Берлиозу? Изначально дали ключевую деталь о концовке этой серии — трамвай, а теперь этот знак.
Как видим, Коровьев своими движениями показывает нерадостное будущее Берлиоза.
Заметим, что Коровьев махает руками, как крыльями, и постепенно поднимается и является полупрозрачным, как «дух» умершего.
Так как адресат — Берлиоз, человек-материалист, отрицающий существование духовного мира, то получается, что демон Фагот и не рассчитывал, что до Берлиоза дойдет его намек: «Скоро станешь как этот образ, который сейчас показываю».
И, как ни странно, тот же демон, Коровьев, появляется также до смерти Берлиоза, но уже в образе живого человека. Этим шагом дает понять — конец близок. Но Берлиоз не здраво мыслил, а также был еще больше отвлечен от действительности под влиянием нарастающего внутреннего страха, воздействия Воланда и Коровьева. Как итог — попал под трамвай.
Считаю, что Берлиоз мыслил не здраво, на основе следующих ключевых моментов:
- Он обладал потребительским мышлением и тягой к сказкам. Эту склонность выдавала его фраза «с этим трудно спорить». В смысле, если было бы чуть полегче, то обязательно спорил бы ради спора.
- Он подменивал действительность желаемым. Это видно из его советов, адресованных поэту Ивану.
- Мыслил он по методу «если нет доказательств, значит, этого нет», но позже выясняется, что он также предвзят к определенным темам. К примеру, во время разговора с Воландом сказал следующее: «Никаких доказательств на этот счет быть не может», то есть «мне невыгодно это принять, поэтому не заставишь, даже если это факт».
Теперь насчет Воланда.
Возникает вопрос: а почему Воланд пришел именно к Берлиозу, который был в это время с поэтом? Но на этот вопрос я пока не нашел логичного ответа. Если найду — отвечу в другой статье.
Думаю, несложно понять: Воланда как дьявола парочка Михаил Берлиоз и Иван Бездомный заинтересовала по следующим причинам:
- антихристианская тема,
- неверие в Иисуса.
Воланд играет особую роль в свершении своего же предсказания, переданного в виде намека через Фагота.
Посмотрим на последовательность событий и проанализируем их.
- Гуляет парочка Берлиоз + Бездомный, и они общаются по антихристианской теме;
- Берлиоз получает первый сигнал о приближающейся беде, но прибегает к самообману («галлюцинации пошли»).
- Собеседники продолжают антихристианскую тему в положительном ключе.
- Мимо проходит Воланд и, услышав «приятную» тему, решает присоединиться к беседе.
- Он проявляет удивление, что существование Иисуса не ставят под сомнение, а напрочь отрицают.
- Исходя из любопытства, он уточняет важный для себя момент — не веря в Иисуса, те подразумевают, что также и Бога нет? Получив приятную и выгодную для себя информацию, Воланд благодарит Берлиоза «за предоставление важных сведений».
- После этого Воланд решает проверить прочность атеистического мировоззрения этой парочки путем выяснения их отношения к известным 5 + 1 доказательствам существования Бога.
- Получив безупречный ответ в виде «в области разума никаких доказательств существования Бога нет и быть не может» он восхищенно говорит: «Браво! Браво!», после чего добавляет провокационное «Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу», делая акцент с насмешкой, ведь Кант позже пошел против себя и написал шестое доказательство бытия Божия.
- Подопытные в виде Берлиоза и Ивана снова отреагировали в угоду интересам Воланда, но в особенности реакция поэта ему больше понравилась — она точнее отражала чувства Воланда, и он с восхищением сказал «Именно, именно, ему там самое место».
- После чего еще Воланд раз сделал провокационный ход, открыто говоря, что он был во время завтрака у самого́ Канта.
- Берлиоз и Иван удивились.
- Чтобы точнее измерить уровень деструктивности этой парочки, Воланд говорит: «Но вот какой вопрос меня беспокоит. Ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой?» И, получив ответ: «Да сам человек и управляет», неспроста произносит: «Виноват» и приступает к маркетинговому ходу, к тактичной, замаскированной саморекламе и в процессе выдает надвигающуюся беду и говорит, что этот случай не будет случайностью, а станет результатом воздействия управленца на судьбу жертвы, и потом пытается открыть доступ к вере у этой парочки, имея перед собой цель — рекламировать себя в качестве главного управленца, ведь не ради любви к Богу пытался заставлять Берлиоза вместе с Иваном перейти от атеизма к вере.
- Из вышесказанного уже видно, что Воланд действовал по принципу «либо уверуешь в меня, либо знай и смирись с планами судьбы».
- После неудач с заманиванием Воланд с помощью Коровьева отвлекает внимание Берлиоза, чтобы тот наверняка не заметил разлитое на дороге масло и гарантированно остался без головы.
- Теперь обратим внимание на следующее: Воланд, вдруг открыто сказал, что сам был свидетелем всего, что рассказал. Но так как он использовал только слова, естественно, ему не поверили и отнеслись к нему как к психу. Иван в открытую назвал Воланда душевнобольным, за что тот тактично намекнул, что Иван загнал себя в ловушку и получит соответствующий жизненный урок.
- А также напоследок Воланд сразу дал последние два шанса на спасение Берлиозу: 1) попросил перед уходом хотя бы уверовать в существование дьявола, сказав, что большего не просит; 2) спросил, а может ли уже передать телеграмму дяде Берлиоза?
Но Берлиоз полученные оба шанса пропустил мимо, за что и (спойлер) после смерти ни в рай, ни в ад, а в небытие ушел — как Воланд ему сказал на прощание: «Каждому будет дано по его вере». В цепочке с предыдущими событиями несложно увидеть, что Воланд подстроил ситуацию с Берлиозом.
В подтверждение три важных ключевых момента:
- Изначальное предупреждение Берлиозу о беде через Фагота.
- Во время беседы, когда речь зашла о теме управления человеческой жизнью, Воланд привел пример о человеке, который хочет уйти в Кисловодск, но и этого делать не может, после чего добавляет фразу: «Неужели вы скажете, что это он сам собой управил так? Не правильно ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?».
- И когда осталось очень мало времени до инцидента, снова, но уже в последний раз, передает предупреждение с помощью Фагота. Кстати, этот последний ход также имел вторичную цель: отвлечь внимание жертвы, чтобы та на основе полученной информации не нарушила план судьбы и свершила предсказание.
Спасибо, что дочитали до конца. Если мой разбор вам понравился — поставьте лайк,подписывайтесь на канал и, конечно же, оставьте комментарий. Мне интересно знать ваше мнение о качестве моей работы.