Городские музеи Венеции отобрали более 100 экспонатов из своих коллекций, чтобы привезти их в Россию для выставки «Под маской Венеции» в музей-заповедник «Царицыно». Но увы, сейчас в Москве опять обостряется пресловутая эпидемиологическая ситуация, так что в ближайшее время мы с женой не собирается туда ехать, но все же я надеюсь, что выставка продлится достаточно долго, чтобы была возможность ее посетить.
Венеция - один их самых любимых мной городов. Грех пропустить интересную выставку, приехавшую оттуда. Ее название напрямую отсылает к узнаваемой традиции этого таинственного города - карнавалу и специфическим маскам, которые венецианцы носили во время их проведения. Эти маски назывались баута и ларва, последнюю вы видите на фото. Это простой вариант без всяких украшений, подлинник 18 века.
Помимо ларвы, обязательными элементами карнавального костюма были плащ табарро, треуголка и капюшон дзендале, который шили из шелка или кружев. Этот костюм можно было носить и в дни других праздников, в том числе в день выборов дожа.
Другой узнаваемый и широко известный символ Венеции - ее стеклянные изделия. Понятие венецианского стекла давно стало синонимом высочайшего качества, изящества и красоты. В наше время туристов, прибывших в город, непременно ведут в стекольную мастерскую, где им с жару, с пылу показывают, как там все было раньше устроено, и распаренный стеклодув за пару секунд выдувает фигурку лошади.
Изделия 18 века не только красивы, но и несут в себе дух игры, карнавала, часто имея такой вид, как будто они вовсе не из стекла. Пример - чаша, выглядящая так, как будто она вырезана из камня. Все это есть на выставке.
Из повседневных вещей можно увидеть также обувь, прекрасно сохранившуюся до наших дней. Вот, например, женские кожаные туфли 18 века, с вышитым узором, удобные и красивые. Итальянские обувщики и тогда славились своим мастерством, и сейчас. Из каждой своей поездки в эту страну я непременно привозил обувь. Когда же еще мне удастся попасть в любимую мной Италию?
Изящная обувь не всегда украшала ноги венецианцев. Поскольку Венеция, как известно, стоит на воде, и там часто бывают наводнения, горожане в такие периоды носили деревянные сабо с кальканьетти (подставки под пятки). Это что-то типа обуви на платформе.
Венеция - совершенно фантастический город, зыбкий, как мечта, над ним витает дух гибельности, и это придает ему особое очарование.
Как писал Иосиф Бродский:
«Единственной вещью, способной превзойти этот водный город, был бы город, построенный в воздухе».
И он же:
«Стынет кофе. Плещет лагуна, сотней
Мелких бликов тусклый зрачок казня
За стремление запомнить пейзаж, способный
Обойтись без меня».
Читайте еще на моем канале:
Элегантность и качество за небольшие деньги: мои покупки в "Фамилии"
Каким становится старое сломанное кресло, когда за его реставрацию берется мастер