Но если вселенная есть умственный образ, содержащийся в разуме Всеединого, то в таком случае всё есть иллюзия, всё есть сон, лишенный всякой реальности!
Если мы проникнемся таким миросозерцанием, то мы станем какими-то беспочвенными идеалистами, совершенно непригодными для энергичной практической деятельности, которой от нас требует жизнь.
Часто приходится слышать подобные мнения. Однако эти опасения совершенно не основательны.
Законы вселенной не становятся менее незыблемыми оттого, что мы узнаем, что они лишь мысленные формы, созданные бесконечным Разумом. Нарушение этих законов приносит нам совершенно одинаковые страдания как бы мы ни смотрели на вселенную: как на чисто материальный агрегат или как на результат взаимодействия энергий, или как на мыслящий образ, созданный Разумом Всеединого и содержащийся в Нем.
Всякая попытка ускользнуть от действия этих законов вызывает лишь жестокие страдания, заставляющие нас очнуться и понять, что закон нашей жизни не менее реален оттого, что мы познали умственную природу вселенной и относительную нереальность материи или даже энергии.
Kibalion содержит на этот счет следующее чрезвычайно характерное изречение:
«Люди, усвоившие истинную мудрость лишь наполовину, признав относительную нереальность вселенной, воображают, что они могут бросить вызов её законам: такие люди – пустые и самонадеянные безумцы, и они разбиваются во прах о скалы и разрываются на части элементами вследствие своего безумия».
Очень важно усвоить истину, содержащуюся в следующем афоризме из Kybalionа: «Хотя все существует во Всеедином, не менее верно и то, что Всеединое есть во всём. И тому, кто действительно понимает эту истину, пришло великое знание».
Это изречение содержит признание имманентности Абсолютного во вселенной и в человечестве. Абсолютное пребывает в проявленной вселенной; но это еще вовсе не значит, что Оно всецело исчерпывается этим своим проявлением.
Иначе говоря, мир не есть Бог, как учит вульгарный пантеизм; Бога и мир нельзя отождествлять, но, тем не менее, Бог присутствует в мире и в человечестве. Он, если можно так выразиться, Душа души мира – его внутренняя сущность; и в то же время Он неизмеримо выше мира.
(по материалам книги Дмитрия Владимировича Страндена «Герметизм. Сокровенная философия египтян»)