Найти тему
Человек. Мир. Гнозис

Семь принципов герметизма. Всё есть мысль

С глубокой древности в герметических братствах хранился краткий свод всего герметического учения в виде собрания изречений, сообщавшихся при посвящении учителем ученику, который их заучивал наизусть.

Назывался этот свод «Kуbalion”; значение этого слова было утрачено и теперь, по-видимому, неизвестно никому.

Этот свод изречений запрещено было записывать и обнародовать, хотя отдельные изречения, заимствованные из Kybalion, иногда и проскальзывают в сочинениях герметистов.

Лишь в самое последнее время трое посвященных, живущих в Америке, нашли возможность обнародовать часть этих изречений. Афоризмы Kybalion дают чрезвычайно яркую общую картину герметического миросозерцания.

В основании герметизма лежат семь следующих принципов:

1) принцип ментализма;

2) принцип аналогии или соответствия;

3) принцип вибрации;

4) принцип полярности;

5) принцип ритма;

6) принцип причинности;

7) принцип двойственности активного и пассивного начал, лежащий в основе творчества на всех плоскостях бытия и сознания.

Рассмотрим по порядку каждый из этих основных принципов герметической философии.

1. ПРИНЦИП МЕНТАЛИЗМА

«Всё есть ум; вселенная есть нечто умственное.

Вселенная есть нечто умственное – она содержится в уме Всеединого. Всеединое создает в своем бесконечном Разуме бесчисленные вселенные, которые существуют в течение эонов; и однако для Всеединого созидание, развитие, упадок и смерть миллионов вселенных является как бы одним мигом».

Герметический термин «Всё» означает «Всеединое, Абсолютное», то, что заключает в Себе всё.

Философия герметизма признает, что за миром преходящих явлений лежит некая вечная, неизменная Сущность. Вселенная же, подчиненная формам пространства, времени и причинности – лишь её проявление.

Согласно герметическому учению, Сущность эта непознаваема до конца. Лишь Всеединое может вполне знать Само Себя.

Но и мы может знать кое-что об этой субстанциональной Реальности, существование которой возвещается нам видимой вселенной. Мы знаем, что эта Реальность включает в себя решительно все, что есть, было и будет; знаем, что она вечна, бесконечна и неизменима – т.е. закончена, завершена, или совершенна.

Мы знаем, что она проявляется как разум, как энергия и как материя.

Материя – это низшее, наиболее иллюзорное проявление Всеединого; разум – высшее его проявление.

Хотя и невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающего определения Всеединого, или Абсолютного, однако мы можем сказать, что Оно прежде всего есть.

Итак, все, что существует в мире явлений, содержится в уме Всеединого; вся вселенная есть лишь мысленный образ, созданный бесконечным Разумом; но, с другой стороны, Всеединое есть во всем, присутствует во всем, имманентно всему; хотя оно, пребывая в проявленной вселенной, все же бесконечно выше её, ибо не исчерпывается ею и заключается в себе возможность бесконечных новых вселенных.
(по материалам работы Дмитрия Владимировича Страндена «Герметизм. Сокровенная философия египтян»)