Найти в Дзене
Белорус и Я

Этот русский город в XIII веке был в 22 раза больше Парижа

Оглавление

Российские и белорусские журналисты побывали здесь с пресс-туром, организованным Постоянным Комитетом Союзного государства.

Про этот город говорят: копнёшь землю, а там восемь метров истории
Про этот город говорят: копнёшь землю, а там восемь метров истории

Величие Великого Новгорода

В Великом Новгороде очень любят вспоминать чемпионат мира по футболу в России в 2018 году. Нет, турнир в городе не проводился, зато снятый с высоты птичьего полёта Новгородский кремль – детинец появился на официальных буклетах… Нижнего Новгорода. А ещё вам напомнят про аргентинских болельщиков, перепутавших два Новгорода и приехавших вместо Волги на берега Волхова. Говорят, в качестве компенсации поклонникам Месси провели бесплатную экскурсию по городу, показав свои шедевры.

Противостояние двух Новгородов – оно, конечно, немного надуманное. Как могут соревноваться дед с внуком? Великий Новгород, пусть в нём и населения сейчас на миллион меньше, чем в Нижнем, на 400 лет старше. Приезжая сюда, ты словно прикасаешься к Руси изначальной, к IX веку, ко временам призвания на царство легендарного Рюрика. Экскурсоводы тут часто приговаривают: копнёшь в Новгороде землю, а под тобой восемь метров древней истории. Где у нас такое ещё возможно?

-2

Знаменитое Рюриково городище, тогдашний центр, находится сейчас в нескольких километрах от Кремля и новгородского Торга. Ещё в X веке власть оттуда постепенно перетекла на новое место – отсюда и название Новгород. Да, Олег, известный нам как Вещий, после смерти Рюрика, захватив Киев, перенёс туда столицу. Но вплоть до середины XII века старший сын великого князя, прежде чем занять престол, обязательно «проходил испытание» Новгородом.

Двадцать два Парижа

Золотое время для города – XIII–XIV века. Для сравнения: площадь Парижа тогда была 20 гектаров, а Новгорода – 450. На его территории могли разместиться три Рима, а это один из крупнейших мегаполисов средневековой Европы. В два раза Новгород был больше Киева. Величайший город мира наряду с Константинополем. Новгородцы этим очень гордятся. Благодаря выгодному положению здесь сходились все торговые пути, а главный – «из варяг в греки». Как сказали бы сейчас, международной хаб и центр торговли. Хотя скорости тогда были не чета нынешним: путь из Германии длился две недели, а из Норвегии – и вовсе более месяца. Зато здесь можно было встретить арабских купцов, немецких, французских, английских. Собственно, Великим город стали называть иностранцы – от слова «величина». Грубо говоря «Очень большой новый город». Новгородцам понравилось.

Вид на Торговую  сторону города с моста через Волхов.  От Гостиного двора, построенного при Петре I, осталась только аркада
Вид на Торговую сторону города с моста через Волхов. От Гостиного двора, построенного при Петре I, осталась только аркада

Вывозили на экспорт мёд, воск, пушнину – если мех подороже, то торговали минимум по 40 штук, а беличьи шкурки продавали бочками. Немецкие храмы в большинстве своём освещались свечами из Новгорода. А византийский император писал о том, что ему хорошо помогает от ломоты в ногах покрывало из новгородской зайчатины. И чего только не ввозили: грецкий орех, изделия из самшита, амфоры с оливой – для написания икон, а не для еды. Всё это находят археологи в новгородской земле.

У древнего Новгорода было два центра. Одна сторона – Торговая. Здесь поначалу жили князья, проходили вече. Левая – Софийская сторона, духовная. Там жил архиепископ. На правой правили купцы – в торг здесь выставляли 42 ряда. Чем ближе к Волхову, тем круче статус. Каждому товару – свой ряд. Здесь даже храмы не только для богослужений. Они тут – складские помещения. Город был деревянный, часто горел, и в каменные храмы горожане несли на хранение имущество, написанные на бересте документы. Поэтому в церкви Успения на Торге XII века нет даже окон на первом этаже.

Церковь Иоанна Предтечи – миниатюрная копия Софии Новгородской. Раньше она была розовой и принадлежала Иванской братщине – купцам, торговавшим воском. Чтобы попасть в их число, надо было сделать взнос – 50 гривен серебра, по весу это было 10 кило. У церкви Параскевы Пятницы своя история. Надо всю её обойти, посчитать углы, а их 170, и не промахнуться при этом. Тогда ждёт удача. А если девушка три раза обежит её, то выйдет замуж за богатого и красивого.

Когда-то на этой  площади между Никольским собором (справа) и церковью Параскевы Пятницы собиралось знаменитое новгородское вече
Когда-то на этой площади между Никольским собором (справа) и церковью Параскевы Пятницы собиралось знаменитое новгородское вече

Рядом – Ярославово дворище, в честь Ярослава Мудрого. Здесь жили князья. Тут сын Владимира Мономаха, Мстислав Великий, строит Никольскую церковь в честь своего чудесного выздоровления. А уже его сына, князя Всеволода, горожане дважды выгоняли из Новгорода: мол, время проводил в забавах, не заботился о простом народе. После этого новгородцы и принимают решение, что князья тут больше не живут. Княжий двор разбирают и переселяют подальше, обратно на Рюриково городище. Так началась Новгородская республика, с вече и прочими вольностями. С тех пор на долгие годы князь в Великом Новгороде – не монарх, руководитель, а партнёр, топ-менеджер. Он был министром обороны, мог торговать, охотиться, у него был свой суд. Но его нанимали, заключали с ним контракт. Если он нарушал условия договора, выгоняли. Текучка кадров была большая, в среднем князь правил три месяца. Даже Александра Невского выгоняли, хотя потом попросили вернуться. Так продолжалось до времён Ивана III: сильная центральная власть в итоге оказалась надёжнее вольницы.

Зря на Запад смотрели

Переходишь по мосту через Волхов, и ты уже в Кремле. Стены у него сначала, само собой, были деревянные, потом из известняка, который чуть позже облицуют камнем. Протяжённость – почти полтора километра, чуть меньше, чем в Нижнем Новгороде, но там и крепость гораздо младше. Башен было 12, сейчас осталось девять. Одна развалилась из-за разлива Волхова, двумя другими пожертвовали в XIX веке ради широких входных ворот, чтобы телеги могли разъехаться: через Новгородский кремль пустили дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы, чтобы город окончательно не зачах, был в его истории и такой мрачный период. Проезд закрыли лишь в середине прошлого века. Сейчас Кремль – музей под открытым небом, заходить можно свободно, любят подчеркнуть новгородцы. Городская администрация Кремль не занимает, тут только церкви, филармония, музеи.

-5

И конечно, в Кремле стоит памятник тысячелетию Руси – теперь это ещё и место для заветных селфи. Копнёшь историю его создания и находишь много параллелей с Ржевским мемориалом. Строили его тоже частично на народные пожертвования. Собрали 149 тысяч рублей при бюджете в 500 тысяч. И выиграл конкурс проект молодых авторов: художника-баталиста Михаила Микешина (это был его дебют как скульптора) и Ивана Шредера. Им обоим на тот момент было по 24 года, только закончили Академию художеств. На год старше архитектор Виктор Гартман.

Уроженец Смоленщины Микешин часто признавался в любви к Беларуси и её истории. Может, поэтому на памятнике много персонажей, относящихся к Великому княжеству Литовскому, куда входили белорусские земли. Так, сразу за Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом стоят фигуры трёх литовских князей: Гедимина, Ольгерда и Витовта. За Александром Невским и Дмитрием Донским расположился ещё один правитель Литвы – Кейстут, сын Гедимина, брат Ольгерда и отец Витовта. А рядом литовский князь Довмонт, бежавший в Псков и ставший там правителем и святым. А ещё есть изображения князя Константина Острожского, который хоть и был из литовских воевод, но ратовал за православие, и архиепископа Могилёвского, Оршанского и Мстиславского Георгия (Конисского).

Великие князья Литовские Гедимин  (третий слева), Ольгерд и Витовт (сидят перед ним) попали на памятник «Тысячелетие России»
Великие князья Литовские Гедимин (третий слева), Ольгерд и Витовт (сидят перед ним) попали на памятник «Тысячелетие России»

Голубь-защитник

Напротив монумента – один из главных символов Древней Руси – София Новгородская. Храм деревянный на этом месте стоял, ещё когда Владимир только Русь крестить начал. Потом он сгорел, и Ярослав Мудрый заложил уже каменный собор. Купола на его главах как шлемы древнерусских воинов. Словно защищают город от напастей. А на центральном куполе собора уселся голубь – ещё один защитник Новгорода. Говорят, птаха окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным.

Если верить легенде, слетит голубь с креста – городу конец. Слетел. Точнее, сбили во время оккупации испанцы из «Голубой дивизии», квартировавшие в Кремле в годы Великой Отечественной, и увезли вместе с крестом с собой. Но город выжил в оккупацию. Крест, конечно, восстановили, а потом оригинал случайно нашли в начале этого века в часовне военно-инженерной академии в Бургосе (небольшой город на севере Испании, не путать с болгарским Бургасом). Были переговоры на высшем уровне, с участием Владимира Путина и короля Испании, после чего крест вернули, и теперь он стоит внутри храма.

Голубь, в древности восседавший  на центральном куполе собора Святой Софии. Во время Великой Отечественной был украден оккупантами и только недавно возвращён Новгороду
Голубь, в древности восседавший на центральном куполе собора Святой Софии. Во время Великой Отечественной был украден оккупантами и только недавно возвращён Новгороду

Южные врата храма – княжеские. Северные – для всех остальных. А западные, Магдебургские ворота, совсем не типичные для русской архитектуры, были для архиепископа Новгородского. Изготовили их западные мастера для Плоцка, но были они то ли выкуплены архиепископом Новгородским Евфимием, то ли захвачены как трофей в XV веке. Владыка даже такой мелкой деталью хотел показать независимость Новгорода от Москвы, дескать, равняемся на Запад.

Вот и Владычную палату (одно из древнейших сохранившихся гражданских сооружений на Руси) в 1433 году построили при Евфимии мастера пришлые, скорее всего, немецкие, отсюда и готический стиль. Сейчас в палате выставка декоративного искусства. Внутри сохранился необычный декор: росписи, шахта для часов, под ногами – кусочек мостовой XV века. Она не деревянная, кирпичная. Богато жил владыка. Думал о независимости, а в итоге именно в его палате зачитали указ о присоединении Новгорода к Москве. Вот такие исторические фокусы.

Хранящаяся  в Софийском соборе икона Знамения Божией Матери несколько раз оберегала город  от захватчиков
Хранящаяся в Софийском соборе икона Знамения Божией Матери несколько раз оберегала город от захватчиков

Проповедь в камне

Есть на памятнике тысячелетию Руси изображение графа Алексея Орлова, одного из фаворитов Екатерины Великой, получившего за победу нашего флота над турками титул Чесменского. Но он для Новгорода фигура проходная, в отличие от дочери Анны. Девочка рано осталась без матери. И отошедший от великих дел экс-фаворит императрицы вложил в дочку душу, дал ей прекрасное образование и воспитание, других детей у него не было. Женихов потенциальных отшивал, а когда скоропостижно скончался, то Анна, став одной из богатейших невест империи (Екатерина умела ценить своих сподвижников), сама замуж выходить отказалась. Занялась благотворительностью. И больше всего денег выделила на реставрацию Юрьева монастыря, одного из древнейших в России. Построили его, по одной из версий, ещё при Ярославе Мудром. Но многие постройки появились именно в XIX веке – на деньги Орловой. До неё монастырь находился на острове. Так построили дамбу. Самую главную святыню, Георгиевский собор, в то время тоже перестроили.

– Это проповедь в камне, – говорит, описывая храм, наш гид иеродиакон Алексей (Ковальчук). – Но он не тяжёлый, а лёгкий. Все окна в соборе расположены в определённом порядке, так, чтобы свет во время литургии падал на престол. И всё это было сделано без чертежей.

Известен архитектор – мастер Пётр. Одно плохо, во время реставрации XIX века вся внутренняя роспись XII века была сбита. Сейчас её можно найти только внутри одной из башен собора, куда мы поднимаемся по винтовой лестнице. Фрески выводили по сырой штукатурке, именно в этом секрет их долголетия.

Сохранились на стенах храма граффити. Это сейчас хулиганство, а раньше – способ общения. Например, есть такая запись о пребывании в соборе князя Мстислава Великого: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо».

Церковь привезли на вертолёте

В Витославлицах, что на Новгородчине, есть музей деревянного зодчества. Он считается третьим по значимости музеем под открытом небом после карельских Кижей и архангельских Малых Корел. Здесь всюду дерево и всего одно каменное здание – двухэтажный особняк всё той же графини Анны Орловой: когда-то эти земли на реке Волхов тоже принадлежали ей.

Площадь музея – более 30 гектаров. Основан он был ещё в 60-х годах прошлого века. Деревянные постройки, чтобы не погибли, свозились сюда со всей Новгородской области, есть строения и из соседней Вологодской. Храм Успения Богородицы 1699 года постройки из села Никулино стоял фактически на болоте. Думали перевозить его зимой, но безуспешно – не пройти к храму технике, и всё тут! В итоге доставили его в Витославлицы вертолётом.

Самая большая постройка – церковь Рождества Божией Матери первой половины XVI века. Сейчас в ней идёт реставрация. К 2022 году должны завершить. Работают по старинным технологиям. Новгородские плотники не пользовались гвоздями и пилой – она разрыхляет древесные волокна, и те начинают гнить. Киевляне мастерству новгородцев завидовали и дразнили: «А вы плотницы суще», – подразумевалось, что воины они никудышные. А зря: топором в бою новгородцы владели тоже мастерски.

В Витославлицах,  музее под открытым небом, собраны старинные церкви и дома со всей Новгородчины
В Витославлицах, музее под открытым небом, собраны старинные церкви и дома со всей Новгородчины

Много тут и гражданских построек, по которым можно проследить весь уклад жизни новгородской деревни середины XIX века. Например, овин. Здесь сушили снопы перед молотьбой. А дети играли в бабки. Брали самую большую кость от какого-нибудь копытного животного, утяжеляли её свинцом. Она и была битой. Ею сбивали остальные бабки, как в городках. Точнее сшибали. Выигрывал тот, кто мог насшибать больше бабок. За много лет ничего в этом мире не изменилось.

Заглядываем в избу XIX века. Входя в дом, вынуждено кланяешься – такие тут низкие дверные проёмы. Маленькие окна и двери делали неспроста, чтобы тепло дольше в избе держалось. Важнейшее место занимает стол.

Экскурсовод отмечает, что он для наших предков как ладонь Божья. Потому, чтобы не осквернять его, и клали скатерть. Обязательно стояла на нём солонка: соль – оберег от злых сил. А ещё стол как мерило жизни: пока ребёнок входил под него, работа ему не поручалась. Как только макушка возвышалась над столешницей, начинали приучать к домашнему труду.

Максим ЧИЖИКОВ, Москва – Великий Новгород

Фото: Михаил ФРОЛОВ

© "Союзное государство", № 1-2, 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Города Союзного государства

Гуляем по минскому Бродвею

Город, где "понизили" Ленина

Как живут люди в самом холодном посёлке планеты

Пять "фишек" Таганрога

Это чудо военной архитектуры XIII века пытались разобрать на кирпичи

Что мы увидели в Чечне, часть 2. Лучше гор могут быть только горы Кавказа

Что мы увидели в Чечне, рассказываем и показываем, часть 1

Наш агент увидел Венецию без туристов

Краснодар: Собачкина столица

Дом с картинками

Да ты Орёл!