Говорят, когда после этих слов, из Пушкинского музея вынесли картину "Святой Лука", министра культуры вызвали в Политбюро. Якобы Фурцева, самоуверенно выступив перед журналистами, спровоцировала будущего преступника.
О краже картины Франса Хальса даже сняли фильм "Похищение "Святого Луки".
Картину выкрали в 1965 году в санитарный день, когда в музее не было посетителей. Преступник довольно удачно все спланировал, поскольку о внутренних делах музея был осведомлен превосходно.
Работал человек, от искусства далекий. Рядом висели другие ценные экспонаты, но он предпочел Хальса. Картину довольно грубо вырезали из рамы. Тупым ножом. Края картины при этом оказались существенно повреждены.
"Святого Луку" Хальс написал в 1620х. Позднее цикл из портретов четырех евангелистов был приобретен для коллекции Эрмитажа Екатериной II. Корабль, перевозивший ценный груз, чуть не утонул во время шторма. Позднее в неразберихе после войны 1812 года картина была утеряна. Только в 1950х "Святой Лука" снова объявился и не где-нибудь, а на одесском рынке. Старушка, не понимавшая ценности картины, пыталась продать ее за 6 рублей.
Интересно, что работники музея пропажу обнаружили не сразу. Пустой подрамник преступник просто спрятал за занавеской. Но когда о краже из Пушкинского стало известно, на расследование бросили все силы. Привлекли МУР, милицию, КГБ. Фурцева ежедневно требовала отчеты по расследованию от Министра охраны общественного порядка Тикунова.
Допрашивали всех сотрудников музея. В том, что преступник украл Хальса, когда рядом висели другие, более ценные картины, увидели особый смысл. Наверняка, негодяй действовал по заказу какого-то сумасшедшего коллекционера, помешанного именно на Хальсе.
Был организован дополнительный контроль на таможне. Привлекли и реставраторов. Им было предписано дежурить на таможенных постах, чтобы преступникам не удалось вывезти картину за рубеж, спрятав за новейшей живописью.
Под подозрения попали все иностранцы. Особо обрабатывали одного бельгийского туриста, который слишком часто посещал картинную галерею, делая какие-то пометки в блокноте. Это был искусствовед Жак Ванденберг. К нему подослали якобы дочь подпольного коллекционера, которая пыталась развести бельгийца на признание. Но несмотря на все усилия, обнаружить преступника не удалось. Тупик.
Студент-вечерник Валерий Волков, работавший в музее столяром в реставрационной мастерской, до поры до времени затаился, и ни намеком не показывал, что именно он покусился на "Святого Луку". Нужно сказать, что это был не простой реставратор. Волкова приняли на работу "по блату" - по протекции главного хранителя. В трамвае он уступил хранителю место и очень понравился немолодому человеку.
9 марта, когда сотрудники по корпоративной традиции решили отметить Женский праздник, повесив табличку "санитарный день" на дверях музея, Волков, выпив водки для храбрости, вынес картину за пазухой.
Прошло полгода. Волкову надоело таится и хранить картину дома. Он вышел на Арбат и стал внимательно присматриваться к толпе, рассчитывая найти богатого иностранца. Кажется, то, что нужно. Волков робко подошел к респектабельному гражданину. Тот ответил по-немецки. Волков понял, дело в шляпе.
Он с ходу предложил иностранцу купить картину уровня Рембрандта за 100 тысяч рублей. Иностранец - а им оказался сотрудник КГБ, в совершенстве владеющий немецким языком, провернул настоящую тонкую комбинацию. 22 августа была назначена встреча у бассейна "Москва", где иностранец согласился купить картину за 60 тысяч рублей (баснословные по тем временам деньги, "Волга" стоила 5600 рублей!).
Дальнейшее было делом техники. За Волковым проследили до самого служебного входа в музей, но сразу задерживать не стали. Важно было и преступника задержать, и картину вернуть.
На встречу с "иностранцем" Волков явился без картины, повел его арбатскими переулками к одному из двухэтажных особничков, где и хранился холст, обернутый в газеты.
Когда Волкова задержали, он решительно отрицал кражу. Говорил, что нашел картину в котельной музея. Только и всего. Тогда следователь пошел на хитрость, наугад он назвал женское имя из телефонной книжки Волкова.
-Как насчет Изольды?
-Ах, Вы и это знаете, - Волков сник.
Изольдой звали его любимую девушку, у которой дома он и хранил картину.
Волков утверждал, что картину он украл не по собственному почину, а по указке Искусствоведа Алексеева, который обещал оформить ему за это фальшивый диплом об окончании Суриковского училища. Искусствовед в данном случае - кличка. Сам "заказчик" работал слесарем на комбинате бытовых услуг. Правда, вина Алексеева так и не была доказана.
Волкову же дали 10 лет. Также с него взыскали 901 рубль за реставрацию. Фактически же картину пришлось восстанавливать 2 года. Ее хранили ужасно - за теплой пешкой, свернутой в трубочку.
В фильме "Похищение "Святого Луки" события, конечно, показаны несколько иначе. Но фильм получился неплохой. Кстати, он очень понравился Брежневу. Генсек даже не заснул при просмотре, что бывало не всегда.