Найти в Дзене

МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК

Рассмотрим место информатики в традиционной исторически сложившейся системе наук (технических, естественных, гуманитарных и т.д.). По определению акад. А.П. Ершова, информатика – «фундаментальная естественная наука». Академик Б.П. Наумов определил информатику как «естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)». Уточним, что такое фундаментальная и естественная наука. К фундаментальным относят науки, основные понятия и термины которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности (математика, философия). Несомненно, к фундаментальным наукам относится и информатика, т.к. понятия «информация», «обработка информации» и др. имеют общенаучную значимость. Естественные науки – физика, химия, биология и др. – имеют дело с объективными сущностями мира, имеющими место независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов о

Рассмотрим место информатики в традиционной исторически сложившейся системе наук (технических, естественных, гуманитарных и т.д.).

По определению акад. А.П. Ершова, информатика – «фундаментальная естественная наука». Академик Б.П. Наумов определил информатику как «естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)».

Уточним, что такое фундаментальная и естественная наука.

К фундаментальным относят науки, основные понятия и термины которых носят общенаучный характер, используются во многих других науках и видах деятельности (математика, философия). Несомненно, к фундаментальным наукам относится и информатика, т.к. понятия «информация», «обработка информации» и др. имеют общенаучную значимость.

Естественные науки – физика, химия, биология и др. – имеют дело с объективными сущностями мира, имеющими место независимо от нашего сознания. Отнесение к ним информатики отражает единство законов обработки информации в системах самой разной природы – искусственных, биологических, общественных.

Информатика имеет характерные черты и других групп наук – технических и гуманитарных (общественных).

Черты технической науки придают информатике ее аспекты, связанные с созданием и функционированием систем машинной обработки информации. Академик А.А. Дородницын определяет состав информатики как «три неразрывно связанные части: технические, программные и алгоритмические средства». Но информатики присущи также черты гуманитарной науки, проявляющиеся в ее вкладе в развитие и совершенствование социальной сферы.Мало какие факторы так влияют на социальную сферу находящихся в состоянии спокойного развития обществ, как информатизация. Информатизация общества – процесс проникновения во все сферы жизни и деятельности общества информационных технологий. Многие социологи и политологи полагают, что мир стоит на пороге «информационного общества». Под «информационным обществом» понимается, что во все сферы жизни и деятельности членов общества включены компьютеры, телематика (т.е. служба обработки информации на расстоянии), другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающие широкий доступ к информационным базам (библиотекам, справочникам и пр.), позволяющие с большой скоростью обрабатывать информацию и проводить вычисления, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.

Последние полвека информатизация является одной из причин перетока людей из сферы материального производства в сферу информационную. Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие в середине XX века 2/3 населения, сегодня (в развитых странах) составляют не более 1/3. Появились и новые «пограничные» специальности. Например, рабочий, управляющий станками с ЧПУ, больше занят умственным трудом (обработка получаемой им с компьютера информации), чем физическим. К середине 90-х годов численность «информационных работников» достигла в США 65% (в 1970 – 41,5%; 1980 – 44,4%). В то же время производительность труда в США за счет научно-технического прогресса (а информатизация – его главная движущая сила) выросла в среднем на 37%.

Информатизация сильнейшим образом влияет на структуру экономики развитых в экономическом отношении стран. В числе ведущих отраслей промышленности в таких странах традиционные добывающие и обрабатывающие отрасли оттеснены наукоемкими производствами сферы высоких технологий (электроники, средств связи, выч. техники и проч.). Постоянно растут капиталовложения в научные исследования, включая как прикладные, так и фундаментальные науки. Темпы развития сферы высоких технологий и уровни прибыли в них в 5-10 раз превышают темпы развития традиционных отраслей промышленности, да и эти (традиционные) отрасли уже не могут обойтись без высоких технологий.

Такая политика имеет огромные социальные последствия. Социальная сфера столь сложна, что последствия любого, даже гораздо менее глобального процесса, редко бывают однозначно положительными или однозначно отрицательными. Рассмотрим, например, такие социальные последствия информатизации общества, как рост производительности труда, интенсификацию труда и изменение условий труда. Все это, с одной стороны, улучшает условие жизни многих людей, повышает уровень материального и интеллектуального комфорта, стимулирует образование, а с другой стороны – является источником повышенной социальной напряженности. Например, появление на производстве промышленных роботов ведет к полному изменению технологии, которая перестает быть ориентированной на человека. Меняется номенклатура профессий, и многие люди вынуждены менять профессию либо место работы. В развитых странах государство (да и многие частные фирмы) поддерживают систему переподготовки и повышения квалификации, но не все люди в состоянии быстро поменять профессию.

Прогрессом информатики порожден и другой опасный для демократического общества процесс – все большее количество данных о гражданине сосредотачивается в разных банках данных. Это и данные о профессиональной карьере, здоровье, имущественном положении, перемещении по стране и по миру, и т.д. В каждом конкретном случае создание банка данных может быть оправдано, но в целом возникает система огромной прозрачности личности, которая чревата вмешательствами государства или злоумышленников в частную жизнь.

Трудно, живя в самом разгаре подобных процессов, взвесить, чего в них больше – положительного или отрицательного, да и четких критериев для этого не существует. В конце XVIII века английские рабочие сжигали станки, лишавшие их работы, но это не могло остановить прогресс. Для избежания подобных явлений правительство и общество должны помнить об отрицательных социальных последствиях информатизации и научно-технического прогресса в целом и искать компенсационные механизмы. Одним словом, жизнь в «информационном обществе» легче не становится, а вот то, что она значительно меняется - несомненно.