Многих читателей моих статей об Агафье интересовало, откуда на заимке староверки взялись священники, если считалось, что она принадлежит к течению беспоповцев. Читая мемуары старообрядца Александра Лебедева, я совершенно случайно выяснила, как же так произошло, что у Агафьи Лыковой завязалось общение сначала с митрополитом Алимпием, а затем Корнилием и прочими священниками-старообрядцами.
Оказывается, Александр Лебедев впервые отправился в сибирскую тайгу именно по заданию митрополита с наказом найти отшельницу. А было это в 1989 году - в тот самый год, когда сама Агафья совершила свое "большое хождение во внешний мир" - к матушкам на Енисей. Лебедев с сопровождении нескольких человек, хорошо знавших Агафью (писатель Л. С. Черепанов, фотограф Н. П. Пролецкий и другие, принимавшие живейшее участие в судьбе отшельницы) в буквальном смысле отправился вдогонку за староверкой.
Лично мне показался самым интересным тот факт, что, когда Лебедев и члены экспедиции приехали в скит на Енисей, к тем самым "матушкам", Агафья как раз отправилась от них обратно домой, причем совершенно необычным образом - на плоту. Любопытно, что, пролетая на самолете над Енисеем, участники экспедиции видели два плота, на одном из которых плыла и отшельница. На тот момент история Лыковых была уже известна всей России и сплавлявшиеся по Каа Хему, на берегу которого был расположен скит, туристы с радостью согласились помочь отшельнице добраться до дому.
Всех, шедших тогда на плотах, удивило то мужество, с которым Агафья перенесла все путешествие, которое далеко не всегда было безопасным. Самый большой порог Агафья прошла пешком по берегу, а вот остальные преодолевала вместе со всеми на плоту, причем спасательного жилета на ней не было. И, хоть и боялась отшельница сильно, но виду не показывала, а все распоряжения руководителя похода исполняла четко и неукоснительно, приговаривая их знаменитое "едак, едак".
На ночь ребята разбивали лагерь на берегу и отшельница спокойно располагалась на ночлег в палатке с участницей сплава, вот только готовила себе каждый раз отдельно в своем закопченном, видавшем виды котелке. Что же до Лебедева, то они догнали нашу путешественницу уже практически дома - в Таштыпе, где она ожидала попутного вертолета, на котором они все вместе в конце концов и улетели на Еринат.
Целью Лебедева было не только встретиться с Агафьей, но и точно установить, к какому именно старообрядческому течению принадлежали Лыковы. Так что именно Александр Семенович выяснил, что семья старообрядцев принадлежит к Старообрядческой Церкви Белокриницкого Согласия (то есть, скажем так, к "классическим" старообрядцам). Так что тем из читателей, кто спрашивал, что делают на заимке священники, теперь могу ответить совершенно точно - переписка Агафьи с Митрополией завязалась именно после посещения Ерината Александром Лебедевым.
Кстати, а с матушкой Максимилой и остальными монахинями маленького монастыря Агафья не осталась именно по той причине, что они были беспоповками - отрицали старообрядческое духовенство, а вовсе не потому, как предполагают некоторые читатели, что она "не ужилась с монашками из-за своего характера". Не в нем дело, а именно в религиозных разногласиях, что для Агафьи, как мы успели уже понять, важнее всего. Ну а второй причиной было здоровье - живя гостьей в монастыре, отшельница даже заболела из-за непривычного ей воздуха.