Найти тему
Никита Тихонов

Как посланец митрополита Агафью Лыкову по всей Туве догонял?


Многих читателей моих статей об Агафье интересовало, откуда на заимке староверки взялись священники, если считалось, что она принадлежит к течению беспоповцев. Читая мемуары старообрядца Александра Лебедева, я совершенно случайно выяснила, как же так произошло, что у Агафьи Лыковой завязалось общение сначала с митрополитом Алимпием, а затем Корнилием и прочими священниками-старообрядцами.


Оказывается, Александр Лебедев впервые отправился в сибирскую тайгу именно по заданию митрополита с наказом найти отшельницу. А было это в 1989 году - в тот самый год, когда сама Агафья совершила свое "большое хождение во внешний мир" - к матушкам на Енисей. Лебедев с сопровождении нескольких человек, хорошо знавших Агафью (писатель Л. С. Черепанов, фотограф Н. П. Пролецкий и другие, принимавшие живейшее участие в судьбе отшельницы) в буквальном смысле отправился вдогонку за староверкой.

Лично мне показался самым интересным тот факт, что, когда Лебедев и члены экспедиции приехали в скит на Енисей, к тем самым "матушкам", Агафья как раз отправилась от них обратно домой, причем совершенно необычным образом - на плоту. Любопытно, что, пролетая на самолете над Енисеем, участники экспедиции видели два плота, на одном из которых плыла и отшельница. На тот момент история Лыковых была уже известна всей России и сплавлявшиеся по Каа Хему, на берегу которого был расположен скит, туристы с радостью согласились помочь отшельнице добраться до дому.

Всех, шедших тогда на плотах, удивило то мужество, с которым Агафья перенесла все путешествие, которое далеко не всегда было безопасным. Самый большой порог Агафья прошла пешком по берегу, а вот остальные преодолевала вместе со всеми на плоту, причем спасательного жилета на ней не было. И, хоть и боялась отшельница сильно, но виду не показывала, а все распоряжения руководителя похода исполняла четко и неукоснительно, приговаривая их знаменитое "едак, едак".

На ночь ребята разбивали лагерь на берегу и отшельница спокойно располагалась на ночлег в палатке с участницей сплава, вот только готовила себе каждый раз отдельно в своем закопченном, видавшем виды котелке. Что же до Лебедева, то они догнали нашу путешественницу уже практически дома - в Таштыпе, где она ожидала попутного вертолета, на котором они все вместе в конце концов и улетели на Еринат.

Целью Лебедева было не только встретиться с Агафьей, но и точно установить, к какому именно старообрядческому течению принадлежали Лыковы. Так что именно Александр Семенович выяснил, что семья старообрядцев принадлежит к Старообрядческой Церкви Белокриницкого Согласия (то есть, скажем так, к "классическим" старообрядцам). Так что тем из читателей, кто спрашивал, что делают на заимке священники, теперь могу ответить совершенно точно - переписка Агафьи с Митрополией завязалась именно после посещения Ерината Александром Лебедевым.

Кстати, а с матушкой Максимилой и остальными монахинями маленького монастыря Агафья не осталась именно по той причине, что они были беспоповками - отрицали старообрядческое духовенство, а вовсе не потому, как предполагают некоторые читатели, что она "не ужилась с монашками из-за своего характера". Не в нем дело, а именно в религиозных разногласиях, что для Агафьи, как мы успели уже понять, важнее всего. Ну а второй причиной было здоровье - живя гостьей в монастыре, отшельница даже заболела из-за непривычного ей воздуха.