Часть 4. Пир у монгольской ханши Батый
Когда-то у меня был похожий пост про «Дружину». Там было десять минут. Здесь создатели уложились в пять.
Начнем. Каждый ляп будет помечен цифрами в скобках.
Нукеры, стоявшие за спинами русичей, вместо того, чтобы всех прирезать без церемоний, кидают на стол рабские ошейники (1).
Коловратий вопит: «К бою», напоминая мне Годуна, русские послы выскакивают из-за стола и начинают рубиться на мечах, которые охрана ханши не стала у них отбирать (2). Дальше Евпатий прорезает мечом стену шатра, выбегает и кричит: «Журавли!» и что-то там ещё, что не слышно вообще. Скорее всего, это «Белки!» или «Скунсы!» (Хотя на слух скорее "Светский отдел".) Это всё названия построений, но поскольку всё заглушает музыка, они так и останутся тайной и для зрителя, и для русичей (3).
Волею судьбы именно в этот момент многолюдный монгольский лагерь практически вымирает (4): ни воинов, ни кучковавшихся возле огня поваров, ни даже охранявших шатер нукеров. Те, кто ещё остался на местах, – явные инвалиды. Они глухи, слепы и страдают от последствий ДЦП. Не поворачиваются на вопли, не вынимают мечей, практически не сопротивляются и выпадают из седел при одном виде Евпатия (5). В это время из шатра ханши выскакивают успевший переодеться в новый халат Батый (6), Субэдэй и нукеры, но только для того, чтобы встать по стойке "смирно" и наблюдать, как русские избивают монгольских инвалидов (7).
Вроде бы, я должна сочувствовать русичам, но никак не получается. Снят бой отвратительно. Нет никакого ощущения трудности убегания от врага. Ни одной сцены настоящего сражения, все удары наносятся где-то за кадром, показывают только зверские лица во весь экран или то, как русские нападают со спины на монголов, которые за пять минут так и не сообразили, что на них напали.
Киноляпов – куча. Прорезает Коловрат стену шатра – за ней метель и стоящий спиной монгольский всадник, который никак на шум не реагирует.
В следующем кадре всадник испарился (8). Метель – тоже (9).
Никто не преследует русских на конях, никто не стреляет из луков (10). отдельным эпизодом показывают, как монголы бегут к месту драки, но на общем плане те воины, которые уже есть поблизости, почему-то драпают куда подальше или просто беспорядочно бегают взад-вперед (11). Собраться в кучу и преградить путь убегающим враги догадываются только через 5 секунд после приказа Евпатия русским встать в строй и сделать стену щитов (это те самые «журавли»). А зачем Евпатий это делал, если монголов-то не было? (12) Бежал бы дальше, ведь даже в куче монголы все равно по одному на тебя нападать будут (13). А так из-за задержки драгоценное время потеряли. Хотя времени, судя по всему, вагон. Вон один из воинов терпеливо держит коня Евпатия, пока наш супервоин неумело в седло карабкается (14).
И все для того, чтобы через несколько секунд с коня слезть (15).
Федор вместо того, чтобы конного монгола рубануть, зачем-то хватает его лошадь за ноги, чтобы повалить. А на чем ты уезжать будешь, умник? (16)
Хотя были и время, и средства, и возможность, Федор решает остаться в лагере монголов и погибнуть (17) от серпа (18) Субэдэя (у монголов никогда не было сабель с таким изгибом).
Евпатий его бросает и уезжает (19). Хотя мог его за шиворот ухватить прямо с коня. Ну или Федор встал бы ему на ступню в стремени и так взобрался. Это нормально для десятника – пожертвовать своим княжичем? Да и ради чего? Монголы же их не преследуют. И как может один человек задержать орду? (20)
Ханша Батый, пронаблюдав из первых рядов весь этот массаракш, резюмирует: «Погони не надо (21). Пусть их убьет метель. Готовьте орду», – и торжественно залезает в паланкин (22), ибо хорошенькие женщины на конях не ездят, так поступают только воины.
Думаю, его дедушка Чингисхан, увидев такое кинопаскудство, зарубил бы внука, как собаку.
Как русских должна убить метель за те 200 метров, которые они проедут до Рязани (23), – понять не удалось. Да и вообще метели ни в одном глазу (24).
А нет. При смене кадра метель тут же появляется (25).
Тогда второй вопрос: как это метель должна убить русичей, но не убьет воинов Батыя, которые сейчас будут Рязань штурмовать? (26) Ах да, и ещё русичи, оказывается, не в Рязань едут, а в лес (27). Потому что «Рязань обложили» (матом, что ли?), и поэтому вместо того, чтобы пробежать 200 метров, надо теперь вокруг зачем-то ехать (28). А ещё они все надели шлемы, хотя до этого дрались без них (29). Видать, в шлемах у них не те ощущения (см. «Дружину»).
Тут перед ними появляются медведь гризли (30) и монах (31). Медведь двигается неестественно (32), потому что нарисован и в данном фильме должен заменять боевого носорога из «300 спартанцев».
Иной роли у него нет. Ну, кроме того, что он ещё больше подчеркивает нереальность происходящего в фильме. Как африканский ёж, болеадорас, китайские халаты Батыя и прочее. Потому что настоящие медведи косолапят, а движения этого медведя скопированы с собаки или кошки. Думаю, анимировал его тот же умелец, который рисовал Арсуса в "Защитниках".
Пока русские прячутся всю ночь от метели в пещере – в ставке Батыя… нет никакой метели (33). И потому хан за пять минут (34) собирает орду и нападает на Рязань. Она же вон в прямой видимости на расстоянии полета стрелы стоит.
Точечная метель, не впадающий в спячку медведь гризли, горы в Рязани, африканские ежи в декабре…
Какие ещё открытия нас ждут? Ведь далее будет героическая оборона Рязани, занявшая 5 или 6 дней.