Найти тему
Удивись!

Сколько стоили первые жигули-копейка в СССР

Оглавление

Для граждан СССР потребительским идеалом, символизирующим высокий социальный статус и благосостояние, были квартира, дача и, конечно, машина. Но первые «Жигули» в начале 70-х еще не были «народной мечтой». Соцопросы, проведенные в 1972 г., показывали, что «копейку» хотели купить только 26,1% опрошенных. Жители отдавали предпочтение «Запорожцам» и мотоциклам. И всему причина – дефицит и невероятно высокая стоимость первых «Жигулей». Мало кто знает, но цена была завышена в 2,5 раза. И это в официальной продаже, с рук машина стоила еще дороже.

Первый автомобиль сошел с конвейера, апрель 1970 г. Источник: Яндекс.Картинки
Первый автомобиль сошел с конвейера, апрель 1970 г. Источник: Яндекс.Картинки

Первые, но не народные

На площадях автомобильного завода в Тольятти при поддержке итальянского концерна Fiat в 1970 г. полным ходом шла разработка первого советского автомобиля семейства ВАЗ с маркировкой 2101. Но торговое название придумывала вся советская страна. Граждане и организации прислали на конкурс больше 30 000 вариантов, из которых выбрали «Жигули». Сразу же утвердили экспортное название «Лада».

Первые 6 образцов были собраны 19 апреля 1970 г. В августе запустили конвейер, к ноябрю с него уже сошли 10 000 шт. ВАЗ 2101.

По данным ЦСУ СССР, первые Жигули стоили 5 620 руб. На форумах можно встретить информацию о цене 5 150 руб., но только со слов очевидцев, без подтверждения официальными документами.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

На тот момент зарплата по экономике (данные Росстата) составляла 121,2 руб. То есть для покупки нужно было откладывать полностью 1 зарплату на протяжении 46 месяцев, или почти 4 года. При направлении на накопления половины дохода советскому гражданину пришлось ждать 7 лет, чтобы собрать нужную сумму.

Почему так дорого

К концу 1973 г. выпустили 1 млн автомобилей, а в 1974 г. завод вышел на полную мощность. К этому моменту действовали введенные с 1973 г. и утвержденные Государственным комитетом цен СовМина СССР от 13 апреля 1972 г. расценки.

Согласно прейскуранту № 21-01 «Оптовые цены на автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, прицепы», «Жигули» стоили:

  • ВАЗ 2101 – 2 300 руб.;
  • ВАЗ 2102 – 2 360 руб.
Скрин с прейскуранта
Скрин с прейскуранта

Но это были цены для отпуска промышленным предприятиям. Для народа машины продавали с накруткой 250%.

Получается, что в рознице «Копейки» продавали за 5 750 руб., вторые модели – 5 900 руб.

Для сравнения! Наценка на «Волги» была 320%, «Запорожцы» – 200%, «Москвичи» – 250%. ГАЗ-24 стоила 8 480 руб., «Москвич» 408 ИЭ – 4 020 руб., ЗАЗ 968 – 3 500 руб.

Как менялись цены

Журнал «За рулем» пишет, что ВАЗ 2101 после массового выпуска подешевел. «Копейка» стоила:

  • в 1978 г. – 5 500 руб.;
  • в 1979–1980 гг. – 5 690 руб.
Скрин с буклета «Внешпосылторга»
Скрин с буклета «Внешпосылторга»

Фактически за 10 лет стоимость «народной машины» выросла только на 70 руб. Но зарплата увеличилась на 52,8 руб. со 121,2 до 174 руб. То есть теперь гражданину требовалось 32,7 месяца, или чуть больше двух с половиной лет, чтобы собрать деньги на покупку.

В современных деньгах

Для перевода привяжем стоимость машины к долларам и пересчитаем с учетом инфляции:

  • в 1970 г. 5 620 руб. – это 6 244 $. Сегодня это 38 484,54 $, или 2,86 млн руб.;
  • в 1980 г. 5 690 руб. – это 8 729 $, что в 2021 г. составляет 28 049,36 $, или 2,09 млн руб.

Росстат посчитал, что средняя зарплата в России за 2020 г. составила 51 083 руб. Значит, нашим современникам пришлось бы копить 4 с половиной года за «Копейку» 1970 года выпуска и 3 года, 3 месяца за ВАЗ 2101 1980 г. в.

Получается, что у наших родителей и бабушек, дедушек было больше финансовых возможностей купить «Жигули». То есть проблема была не в цене, а в дефиците, из-за которого спекулянты перепродавали авто втридорога.

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов.

Автор: Матушевская Лариса

Источники:

  • yakapitalist.ru/finansy/stoimost-zhiguli-v-sssr-i-seychas/
  • yakapitalist.ru/finansy/stoimost-mashin-v-sssr-v-70-e-gody/