Демонстрация и выражение слов благодарности помогают детям стать счастливее. Но сила слова «спасибо» идет намного дальше. Вот советы, как научить вашего ребенка благодарности с помощью простых ежедневных упражнений:
Научить ребенка говорить «спасибо» - непростая задача, но это может стать ежедневным упражнением с участием всех членов семьи. Способность не воспринимать что-либо как должное хороша не только для самых маленьких, но и для взрослых, которые с ними живут.
Несколько исследований выявили связь между благодарностью и счастьем: ученые обнаружили, что с 5 лет дети, которые испытывают чувство благодарности, с большей вероятностью становятся более счастливыми, оптимистичными и терпеливыми во взрослом возрасте.
В исследовании 2019 года, опубликованном в «Журнале исследований счастья», подчеркивается связь между счастливыми детьми и благодарностью. Согласно этому исследованию, привитие этого чувства детям в возрасте 5 лет и старше способствовало их более спокойному и счастливому росту.
Школа и социальная среда, в которую они были погружены, а также семья, способствовали становлению полноценного взрослого человека в будущем.
Но исследования, посвященные силе слова «спасибо», на этом не заканчиваются. Если в детском саду детей стимулируют к пониманию его положительного воздействия на отношения и личное благополучие, со временем польза от этого возрастает.
В исследовании 2008 года, опубликованном в «Журнале школьной психологии», подчеркивается, как благодарность в возрасте от 11 до 13 лет закладывает основу для более сознательного, оптимистичного и социально активного взрослого человека. Опять же, школьная среда, а не только семья, играет решающую роль в этом процессе. В возрасте от 14 до 19 лет эта тенденция, приобретенная в детстве, становится решающей в сообществе, к которому принадлежит ребенок, и способствует уменьшению негативных проявлений таких чувств, как зависть или материализм.
Что такое благодарность?
Были определены четыре основных компонента благодарности:
· Распознавание;
· Мысль;
· Эмоция;
· Действие.
Сфера распознавания включает в себя определение жестов, слов и моментов, за которые нужно быть благодарным, в то время как мышление заставляет нас думать о том, что мы чувствуем. Эмоциональная часть благодарности отражается в том, как мы обрабатываем эту информацию, что она заставляет нас чувствовать, какую благодарность она формирует в нас. Наконец, действие побуждает нас активно реагировать на первые три компонента. У детей на этот процесс стоит обратить особое внимание, потому что он менее узнаваем. Прежде всего, первый шаг - признание - это отправная точка, которую родители должны начать поощрять.
Обучение благодарности: небольшие ежедневные упражнения
Хотя поначалу это может показаться навязчивым, попросите детей благодарить своих братьев и сестер, друзей и родственников. Это способ заставить их осознать, что они являются участниками позитивного действия. Деталь, которая часто остается незамеченной для маленьких, но которую взрослые могут подчеркнуть положительными фразами. Это поможет в тех случаях, когда отношения между братьями и сестрами не являются идиллическими и склонны к конфликтам.
Очень важно поощрять дошкольников говорить «спасибо», будь это в ответ на услугу или в благодарность за подарок. Чтобы достичь результата, родители не должны сдаваться, даже если выражение благодарности вначале не кажется очень спонтанным.
Вот несколько упражнений, которые помогут вам развить у ребенка чувство благодарности:
1. "Спасибо" на бумаге.
Если ребенку трудно выразить благодарность вслух, эффективный способ преодолеть это - выразить ее на бумаге. Формирование благодарности в виде игры, рисунка или индивидуальной записки делает этот жест менее формальным и, следовательно, более спонтанным.
2. Всегда обращайте внимание на выражения благодарности.
Такие фразы, как «Мне очень понравилось, как он поблагодарил твоего друга!», деликатно подчеркивают жест ребенка. Кроме того, эта похвала вызывает такие чувства, как гордость и удовлетворение, которые важны для воспитания счастливого ребенка.
3. Задавайте правильные вопросы
Правильные вопросы, задаваемые родителями, вызывают признание, осознание и эмоции, связанные с подарком или жестом. «Что ты почувствовал, когда получил этот подарок?», или «Что ты почувствовал, когда тебе помогли?». Такие вопросы полезны для запуска процесса.
4. Будьте примером
Благодарные родители воспитывают благодарных детей. Это означает, что хороший пример – это родители, которые легко распознают жесты благодарности и активно реагируют на них. Это является наиболее важным фактором для воспитания благодарности у детей.
5. Создайте семейный ритуал.
Каждому действию должны соответствовать слова благодарности. И это может стать ритуалом, привычкой, разделяемой всеми членами семьи. Вы можете сделать доску, на которой можно выделить определенные жесты, которые необходимо отметить. Например, если старший брат помогает младшему с домашним заданием, или мама купила любимое печенье. Ответом на такие жесты должно быть доброе слово: почему бы не проявить благодарность? Этот психологический механизм, который распознает и активирует чувство благодарности, также можно визуализировать с помощью рисунков и символов, которые будет легче использовать детям младшего возраста, и, соответственно, их жесты будут более непосредственными и быстрыми.
Дарья Никитина, психолог
Дорогие читатели, что думаете по этому поводу? Делитесь мнением в комментариях, присылайте свои истории на почту, мы с удовольствием их опубликуем.
Читайте также:
Друзья, подписывайтесь на наш канал. Мы честно обсуждаем проблемы наших семей и оказываем реальную помощь.