Найти тему
Все о танках

Советский пятибашенный тяжелый монстр Т-35.

В конце лета 1937 г., звезда «бюро Гротто» окончательно закатилась. Советское правительство решило отказаться от его услуг и эстафета проектирования первого тяжелого танка перешла к КБ завода «Большевик». КБ АВО-5, специально сформировано для этой цели и его возглавил, бывший заместитель Гроте по общим вопросам Н.Барыков.

Главная задача КБ состояла в том, чтобы спроектировать тяжелый танк в срок до конца августа 1932г. Индекс будущей машины - Т-35.В конце лета 1937 г., звезда «бюро Гротто» окончательно закатилась. Советское правительство решило отказаться от его услуг и эстафета проектирования первого тяжелого танка перешла к КБ завода «Большевик». КБ АВО-5, специально сформировано для этой цели и его возглавил, бывший заместитель Гроте по общим вопросам Н.Барыков.

Главная задача КБ состояла в том, чтобы спроектировать тяжелый танк в срок до конца августа 1932г. Индекс будущей машины - Т-35.

История создания танка.

-2

Танк был нужен для качественного усиления средних танков при прорыве эшелонированной обороны противника. Используя идеи и опыт, полученный под руководством немецкого инженера, советским специалистам необходимо было самостоятельно построить тяжелый танк, взяв за основу ходовую часть ТГ и общую компоновку танка Т-32, над которым работал Н.Барыков с начала этого года. Помимо этого при разработке учитывался опыт, накопленный при испытаниях немецких боевых машин типа «Гросстрактор» под Казанью, а также и материалы собранные советской закупочной комиссией в Великобритании.Несмотря на оптимизм военных, прототип Т-35 вовремя сдан не был. Первого сентября 1933 года представители заказчика увидели только прототип Т-35, тогда как по строкам в этом месяце танк уже был должен состоять на вооружении. На испытаниях в целом Т-35 произвел благоприятное впечатление. Однако проявили себя многочисленные конструктивные недоставки, начиная с неработающего трехдюймового орудия и заканчивая системой управления и двигателем. Из-за сложности пришлось отказаться от пневматической системы управления заимствованной у ТГ, как и от башни в форме полусферы в пользу клепано-сварной.

-3
-4

В ноябре был дан начато проектирование боевой машины улучшенной конструкции, под индексом Т-35-2. План работ предусматривал установку двигателя М17, новых трансмиссии и двигателя. В ходовую часть внесены изменения по типу таковой у танка «Гросстрактор», установлена башня цилиндрической формы.

По советской традиции, окончание работ над танком приурочено к Первомаю. Пока работы над Т-25-2 подходили к завершению, ABO-5, которое к этому времени переименовали в ОКМО, начало проектирование танка Т-35А. Новый вариант танка представлял собой трансмиссию и ходовую часть Т-35-2 с упрощенным башнями и корпусом. Для упрощения производства, и по личному распоряжению Сталина, главная башня унифицирована с таковой у 

Т-28, малые орудийные с башнями Т-26 либо БТ, без ниш в корме. Сам корпус был несколько удлинен, также изменения коснулись фальшбортов и пулеметных башен.

-5

Производство Т-35А, согласно решению советского правительства должно было быть развернуто ХПЗ в начале третьего квартала 1933г. Харьковский паровозостроительный завод, к тому времени прилагал все усилия, чтобы в скорейшее время освоить выпуск легких танков БТ-2. В июне 1932г. на завод отправили опытный танк Т-35-2, а также документация по Т-35А. Помимо этого в Харьков отправили все наличные корпуса и башни, вместе с элементами их конструкции.Несмотря на унификацию, для ХПЗ танк Т-35 оставался новой техникой, производство которой необходимо развернуть на заводе, который с трудом осваивал производство легкого танка БТ. Правительственные планы предусматривали изготовление первого танка Т-35А в июле 1938г. Но этот план оказался невыполненным. Причиной этому были как трудности освоения производства на ХПЗ, так и проблемы с поставкой комплектующих заводами-смежниками, которые пунктуальностью отнюдь не отличались. Так первые двигатели и корпуса от смежников заводом были получены только в июле 1933г. Тогда как поставки от остальных смежников прибыли на ХПЗ только в конце лета- начала осени текущего года. Поэтому сборка первогоТ-35А, была по большей части закончена только к первому ноября 1933г, а седьмого сентября танк участвовал в харьковском параде.

Описание конструкции Т-35.

-6

Тяжелый пятибашенный танк Т-35 - боевая бронированная машина, с двухъярусной установкой вооружения. Главное внимание при его проектировании уделялось его огневым возможностям. Пулеметно-пушечное вооружение Т-35 размещено в пяти башнях. Наиболее мощное оружие- танковая пушка трехдюймового калибра, установлено в главной башне. Для подавления пулеметных точек, предполагалось использовать пулеметы ДТ и артиллерийские орудия калибра 37-мм, позднее 45-мм установленные по диагонали корпуса. Еще один пулемет был установлен в главной башне, а также один в лобовом листе, возле механика-водителя.Бронирование машины защищало от легких осколков и пуль. Толщина броневой защиты, 10, 20 и 30 мм. Дополнительно ходовая часть экранировалась фальшбортом. В корме Т-35 устанавливался бензиновый двигатель М-6с жидкостным охлаждением. Подвеска танка – блокированного типа, пружинная. Запас хода Т-35 по шоссе около ста двадцати километров. Экипаж танка из десяти человек.

Корпус танка Т-35.

-7

При производстве корпусов Т-35 в основном использовалась сварка и в меньших объемах клепка. Днище состояло из двух бронелистов толщиной в 20 (передняя часть) и 10 миллиметров в задней. Некоторые швы для большей жесткости прикрывали уголки. Бортовые листы приварены к бортовым листам днища, носовые и кормовые соответственно к передней и задней части днища. Задняя часть днища, для доступа к узлам танка, слива топлива и масла имела тринадцать лючков.В моторном отделении Т-35 установлены танковый мотор и КПП. В заднем и переднем боевых отделениях, при помощи рам приваренных к днищу монтировался пол танка.

Борта корпуса Т-35 из семи бронелистов. Дополнительную жесткость обеспечивали приклепанные накладки и приклепанные крицы. Снаружи к бортам при помощи кронштейнов крепили фальшборта танка, а также кронштейны крепления тележек подвески. Для доступа двигателя в крыше двигательного отделения прорезан люк закрытый крышкой, в центре которой имелся колпак воздухоочистителя. По обеим сторонам люка прорезаны отверстия для доступа потока воздуха к радиаторам.

Главная башня по конструкции полностью повторяла таковую у танка Т-28 с целью унификации . В задней части ниши башни Т-35 прорезана щель для установки пулемета. В крыше башни оборудовано два люка- прямоугольный и круглый ( машины первых серий только общий прямоугольный). Помимо люков имелось три отверстия, два для перископических приборов и один для вывода антенны. В стенах башни прорезаны бойницы для стрельбы, а выше них наблюдательные щели.

Поворот башни при помощи электропривода. Чтобы не пострадали члены танкового экипажа, покидающие или входящие через люки малых башен, было смонтировано устройство сигнализирующее наводчику о запрете поворота башни.

Средние башни Т-35 аналогичны таковым БТ-5, но без ниши. В башне имелись подвесные места наводчика и заряжающего, и боеукладки для боекомлекта пулемету и пушке. Поворот башни только вручную. В правом борте прорезано бойница для стрельбы и щель для наблюдения. Малые башни, конструктивно повторяют таковые у Т-28.

Поворот башни только вручную. Под башней установлено сидение с возможностью его регулирования по высоте. Борта башни с отверстиями для стрельбы и щелями наблюдения.

Малые башни, конструктивно повторяют таковые у Т-28. Поворот башни только вручную. Под башней установлено сидение с возможностью его регулирования по высоте. Борта башни с отверстиями для стрельбы и щелями наблюдения.

Вооружение танка.

-8

Вооружение Т-35 обусловлено кругом решаемых им задач - разрушение легкой фортификации и борьбы с вражеской БТТ. Вначале главная башня Т-35 была вооружена 76-мм пушкой обр. 1927/32гг (КТ). В данной пушке использовали качающуюся часть полкового орудия некоторыми изменениями - уменьшенной длинной отката и усиленными салазками.Впоследствии, в тридцать шестом году, данные орудия были унифицированы с танковыми пушками у Т-28. Откат при этом уменьшили до 500 мм против 1000 мм у прежнего орудия. Пушку снабдили подъемным механизмом и прицельными приспособлениями новой конструкции, а также ножным спуском. Пушка смонтирована в маске и оснащена перископическим и телескопическим прицелом. Помимо этих прицелов в башне имелась командирская панорама.

Танковый пулемет установлен справа от орудия в шаровой установке. Кроме него в кормовой нише установлен еще один пулемет в бугельной установке. С тридцать седьмого года на люке наводчика Т-35 монтировалась зенитная пулеметная установка. Установка П-40 состояла из пулемета ДТ и коллиматорного прицела.

76-мм пушкой обр. 1927/32гг
76-мм пушкой обр. 1927/32гг

В средних башнях Т-35 установлена спаренная установка 45-мм ТП обр. 1934г. (20К) и ДТ. В танках ранних серий пушка обр. 1932г. Для навеления использовались общие прицелы – перископический и телескопический.

45-мм Танковая пушка обр. 1934 года «20-К»
45-мм Танковая пушка обр. 1934 года «20-К»

В малых пулеметных башнях установлен пулемет в шаровой установке. 

Танковый боекомплект включал девяносто шесть выстрелов калибра семьдесят шесть миллиметров. Из них шрапнели 48 штук и 48 штук осколочно-фугасных. 45-мм патронов – 226 штук, по 116 бронебойных и ОФ. При необходимости Т-35 могли комплектовать трехдюймовыми бронебойными выстрелами .

Двигатель и трансмиссия.

-11

Т-35 всех годов выпуска комплектовался авиационным мотором М-17. Двигатель 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный. Топливом служил авиабензин марки КБ-70 и Б-70. Мощность пятьсот л/с. Запас топлива находился в трех бензобаках, два из которых по 320 л., и один в 270 л. Топливо подавалось при помощи бензопомпы. Двигатель Т-35 имел два карбюратора, система охлаждения двигателя – водяная, два радиатора установлены по обе стороны от двигателя, радиаторы не взаимозаменяемы между собой.

В трансмиссионном отделении Т-35 установлена пятискоростная КПП. Там же расположен вентилятор с приводом от коленвала двигателя, подающий воздух для охлаждения двух радиаторов, а также главный фрикцион, бортовые передачи, а также ленточные тормоза.

Ходовая часть Т-35.

Ходовая часть боевой машины по отношению к борту состоит из ленивца с механизмом натяжения, ведущего колеса, восьми обрезиненных малых катков, шести верхних и переднего поддерживающих катков. Блокированная подвеска Т-35 по два катка в каждой тележке. Подрессоривание при помощи пары спиральных пружин. Ходовая Т-35 прикрыта фальшбортом.

Средства связи. 

Средства связи Т-35 состоят из танковой р/с 71-ТК-1 либо более поздней 71-ТК-3, а также поручневой антенны. Внутренняя связь членов экипажа при помощи переговорного устройства.  

Оценка танка.

-12

Не будет преувеличением сказать, что серийный пятибашенный танк – машина по-своему уникальная. Состав вооружения и его размещение рационально и продумано и позволяет теоретически обстреливать как одновременно несколько целей в разных направлениях, так и сосредоточить огонь их двух пушек и трех пулеметов в любом направлении движения.Однако за столь впечатляющие возможности пришлось заплатить как многоярусным расположением оружия, так и многочисленным экипажем. Что в свою очередь привело увеличению высоты и длины танка и увеличению вероятности поражения ПТА противника в бою. Почти десяти метровая длина Т-35 привела к уменьшению его маневренности условиях боя.

Помимо этого, Т-35 имел впечатляющий список дефектов конструкции, которые так и не были изжиты. Одними из самых слабых мест конструкции были, несомненно, система охлаждения и бортовые передачи.

-13

Как уже отмечалось, к недостаткам Т-35 можно отнести его размеры по высоте. Что не только облегчало обнаружение, но и создавало проблемы при посадке и высадке экипажа. Только высота надгусенчных полок составляла без малого 2 метра, что весьма затрудняла посадку танкистов, которых набирали их людей сравнительно не высокого роста.Несмотря на впечатляющие размеры, размещение членов экипажа стеснено. Боевые отделения Т-35, никак между собой не сообщаются, поэтому перемещение членов экипажа в пределах танка без выхода наружу не возможно, что в боевой обстановке попросту опасно. Обзор из танка Т-35 неудовлетворителен, даже с места водителя, позволяя ему смотреть в узких секторах только вперед и налево.

Проблемой было, и покинуть поврежденную машину. Аварийных люков в днище не существовало, а попытка покинуть через люк, например в главной башне могла привести к тому, что танкист оказывался на четырехметровой высоте под огнем. Еще в более сложном положении мог очутится механик-водитель, без возможности открыть люк, если пулеметная башня не была повернута влево, а ее заклинивание сделало бы эвакуацию невозможной. Выход и посадку в задние башни Т-35 весьма затрудняла поручневая антенна, нависающая над ними.

Говоря о недостатках конструкции Т-35 , не следует забывать о технологических дефектах, связанных со слабостью производственной базы и низким уровнем профессиональной подготовки, как простых рабочих, так и инженеров и технологов.

-14

Если на установленное вооружение и технические данные на протяжении отрезка времени вплоть до тридцать шестого года, позволяли бы выполнять танкам Т-35 возложенное на него задачи, то дефекты конструкторские и технологические ставят это под сомнение.

В период после тридцать шестого года, когда надежность танка удалось несколько повысить, развитее средств борьбы с танками сделало его бронирование недостаточным. А сама концепция громоздкой и неповоротливой машины в значительной мере устарела.Однако не следует забывать об опыте, полученном при конструировании, серийном производстве и эксплуатации тяжелого танка Т-35, которого не имели другие нации.