А если серьёзно - лично для меня один из реальных символов России (во всяком случае, её досоветского, советского и первого постсоветского прошлого) - вот этот железнодорожный мост через реку Сиву, созданный на Воткинском заводе, открытый 6 августа 1903 года - и оставленный как памятник истории в середине 1980-х, когда рядом построили мост новый. Изначально он принадлежал Камско-Воткинской железной дороге, которой нынче, кстати, исполняется 125 лет, соединявшей Воткинский завод с камской пристанью Галёво.
Дорога сначала была узкоколейной, но этот мост был сделан уже под широкую колею - и более 80 лет по нему возили и важные грузы - вплоть до межконтинентальных баллистических ракет - и "простых" пассажиров - в ряд окрестных деревень, до Камы, с начала 1990-х - в новые садовоогородные товарищества - и обратно.
Конечно, многое за более чем век изменилось. Сначала пристань Галёво и отдельный Камский военный завод при ней (дореволюционный ещё) уже при советской власти, в 1920-х, стали постепенно терять своё значение. А после затопления "нижнего" Галёво в начале 1960-х - в связи с созданием Воткинского водохранилища - сама железная дорога стала на несколько километров короче.
И ровно через сто лет после открытия означенного моста - в августе 2003-го - дорога в её прежнем виде была окончательно закрыта и в течение нескольких лет полностью разобрана. Сейчас от неё остался только не очень длинный участок, переходящий в другое ответвление, ведущее к цеху сборки тех самых МБР, составляющих, так сказать, нынешнюю гордость России...
К слову, я сейчас работаю буквально рядом с эти мостом - поэтому практически накануне праздника сделал свежую фотосерию вокруг него. Как видите, он вполне заброшен...