Найти тему
Советы адвоката

Законна ли выдача авиакомпанией сертификата на последующий полет вместо денежных средств?

В целях урегулирования ситуации, связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), принят Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращения последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон).

Закон предусматривает, что при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, которые повлекли ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, возврат провозной платы по договорам воздушной перевозки, подлежащим исполнению с 01.02.2020, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо ее части" устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.

В случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата будет возвращена пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в договоре перевозки.

Правило о возможности использовать ранее оплаченную пассажиром провозную плату для оплаты услуг перевозчика и возврате провозной платы в случае ее неиспользования для оплаты таких услуг распространяется как на возвратные, так и на "невозвратные" тарифы.

Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту или получения дополнительных услуг пассажиру нужно направить перевозчику уведомление.

При этом устанавливается право пассажира на выбор любого из способов направления такого уведомления (через сайт перевозчика в сети Интернет, посредством почтового отправления или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика) и обязанность перевозчика направить пассажиру подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении.

Отмечаем, что Постановлением Правительства не предусмотрена обязанность пассажира уведомлять перевозчика об отказе от перевозки, а уведомление о намерении воспользоваться услугами перевозчика, в счет оплаты которых будет принята сумма ранее оплаченной провозной платы, может быть направлено как до начала первоначальной перевозки, так и после нее.

Таким образом, независимо от того, уведомил ли пассажир перевозчика об отказе от перевозки или нет, в том числе по причине того, что перевозчик не принял или не ответил на обращение пассажира, пассажир имеет право на зачет ранее оплаченной суммы в счет оплаты будущих услуг по воздушной перевозке или возврат провозной платы с начисленными процентами за пользование денежными средствами в соответствии с ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы, но не позднее 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете.

Исключение составляют следующие категории граждан: инвалиды I или II группы, ветераны Великой Отечественной войны, многодетные семьи (при наличии подтверждающих документов). Возврат денежных средств вышеуказанным категориям пассажиров осуществляется в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации и при подаче заявления, перевозчик обязан в течение 10 календарных дней со дня получения заявления либо перечислить денежные средства на банковскую карту пассажира, либо возвратить указанные денежные средства в пункте, предусмотренном правилами перевозчика.

Кроме того, что в соответствии с пунктом 1 а) и пунктом 2 а) Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", установлено, что что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводятся только: внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.

Вопросы возмещения материального вреда и морального ущерба находятся за пределами полномочий федеральных органов исполнительной власти. Вопросы возмещения морального вреда, материального ущерба и ущерба, нанесенного вследствие уклонения от возврата денежных средств, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (части 1), решаются в судебном порядке.

Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством судом.

Подведомственность и подсудность гражданских дел определены главой 3 Федерального закона от 14.12.2002 N 138-ФЗ "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - ГПК РФ).

Согласно части 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайства, в том числе об истребовании судом доказательств, о привлечении для участия в деле третьих лиц, а также задавать вопросы свидетелям, экспертам и специалистам.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" защита прав потребителей осуществляется судом.