Сегодня на Lomonosov Research мы решили предложить Вашему вниманию рассмотреть 2 наиболее вероятных сценария в случае выхода Республики Татарстан из состава Российской Федерации и оценить корреспондирующие ему возможные последствия, включая оценку финансовых рисков (угроз) выхода данного субъекта РФ по методике М.Линдгрена-Х.Бандхольда[1], выработанные нами в ходе выполнения согласованного коллективного проекта в рамках учебного курса “Финансовые риски” на тему: ”Сепаратизм в России (на примере Республики Татарстан)” по направлению подготовки “Политология” на факультете государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова.
Оговоримся, что исследования сепаратизма в мире и в России занимают особое место в предметном поле политологии, публичного управления, философии, истории, социологии и ряда других гуманитарных наук, являются остро востребованными как в теоретическом, так и практическом аспектах и, отметим, не в последнюю очередь в связи с сопутствующими данному феномену и процессу рисками (угрозами), включая глобальные риски.
Так, на текущий момент длинный список активных сепаратистских движений в мире по разным оценкам насчитывает несколько сотен, в России - десятков. За убедительными примерами и относительно Татарстана далеко ходить не надо: сценарий выхода из состава Российской Федерации мог реализоваться не далее как в 1993 году.
Также оговоримся, что мы использовали нижеследующие источники в ходе построения сценариев и осуществления процесса оценки рисков, а именно: сайт Министерства финансов РФ[2], данные Росстата по Республике Татарстан[3], данные с сайтов “Транснефти”[4] и “Татнефти”[5], горизонт планирования составляет 1-2 года, то есть на период июля 2021/22 гг. и ограничивается рамками текущего бюджетного цикла.
Как известно, сценарное планирование по методике М.Линдгрена-Х.Бандхольда требует построения так называемого “сценарного креста” на основе выбора двух неопределенностей, как минимум, которые по итогам проведения ряда аналитических процедур мы определили следующим образом, а именно: “готовность/неготовность республиканской элиты к компромиссу” и “продолжение/приостановление/разрыв экономического сотрудничества между Россией и Татарстаном”.
Соответственно, формируются 4 сценария, и именно: “Отсрочка решения” (1), “Добрые соседи” (2), “Жесткий разрыв”(3) и “Жесткие переговоры” (4).
Мы исходили из того, что в ситуации напряженности наибольшую роль играют ценностные установки элит и их финансовые интересы. Таким образом, наиболее вероятными мы считаем сценарии “Отсрочка решения” и “Жесткие переговоры”, на описании которых мы остановимся ниже.
Сценарий 1 “Отсрочка решения”: В июле 2021 в результате ограничительных мер, связанных с противодействием третьей “волне” коронавирусной инфекции, экономика Российской Федерации (далее - РФ, Россия) вновь пошла на спад. В связи с этим в Республике Татарстан (далее - Татарстан, Республика, РТ) активизировались сепаратистские настроения, которые были обусловлены жесткостью ограничительных мер, чувством национального эгоизма татар и радикализацией настроений в регионе. В результате, региональная этническая элита, представленная Шаймиевым М.Ш. и Миннихановым Р.Н. принимают решение о поддержке сепаратистских настроений для сохранения собственный власти в регионе. 31 июля 2021 года Правительство Республики Татарстан заявляет о прекращении действия федеративного договора с Российской Федерацией и выходе из ее состава. В тоже время, республиканские налоговые органы перестали перечислять средства в федеральный бюджет, что приводит к росту выпадающих доходов федерального бюджета в размере около 400 млрд. рублей. В ответ на действия Правительства Республики Татарстан Правительство Российской Федерации заявило о желании пересмотра действующих экономических соглашений с новой Республикой, предложив создание нового федеративного договора.
Однако этническая элита Татарстана, возглавляемая Шаймиевым М.Ш. встает в радикальную оппозицию возможности нового объединения и настаивает на полностью независимом государственном образовании на территории Республики. Такая радикальная позиция получает поддержку националистически-настроенной татарской элиты и части граждан. Умеренно настроенный Президент Республики Минниханов Р.Н. понимает, что не может противостоять данным настроениям, а потому отказывается от предложения по созданию нового договора. Российское Правительство, оценив возможные экономические потери в случае полного разрыва соглашений, принимает решение не прибегать к столь радикальным мерам, предприняв лишь точечные ограничения относительно Республики. Демонстрируя добрую волю по отношению к жителям РТ, Россия подтвердила свои обязательства по поставкам сырья для работы электростанций, а также газа для отопления. Взамен на это было подтверждено право осуществления грузоперевозок по трассам М5 и М7, проходящим через Республику. В то же время было заявлено о строительстве обводного пути трассы М5 через территорию Российской Федерации, стоимость которого предварительно оценивается в 5 миллиардов рублей, чтобы снизить финансовые потери в результате разрыва соглашений. Также российская сторона заявляет о пересмотре соглашений по транзиту татарской нефти через трубопровод “Дружба”. Хотя транзит не прекращается, повышаются тарифы на прокачку нефти до уровня иностранных контрагентов, а также приоритет транзита “иностранной” нефти становится ниже российской.
Сценарий 4 “Жесткие переговоры”: В июле 2021 в результате ограничительных мер, связанных с противодействием третьей “волне” коронавирусной инфекции, экономика Российской Федерации вновь пошла на спад. В связи с этим в Республике Татарстан активизировались сепаратистские настроения, которые были обусловлены жесткостью ограничительных мер, чувством национального эгоизма татар и радикализацией настроений в регионе. В результате, региональная этническая элита, представленная Шаймиевым М.Ш. и Миннихановым Р.Н. принимают решение о поддержке сепаратистских настроений для сохранения собственный власти в регионе. 31 июля 2021 года Правительство Республики Татарстан заявляет о прекращении действия федеративного договора с Российской Федерацией и выходе из ее состава. В ответ на это российское руководство предложило начать переговоры по определению статусов существующих экономических соглашений, а также заключению нового федеративного договора. Осознавая исключительную невыгодность занятия радикальной позиции, Президент Республики Р.Н. Минниханов согласился на проведение таких переговоров.
Однако в ходе обсуждения Стороны не смогли согласовать условия сделки, так как татарская сторона, требуя сохранения для себя сложившихся привилегий, не представила убедительных доказательств выгод со стороны России. Как результат, новых соглашений заключено не было, а Российская Федерация заняла жесткую позицию по отношению к сепаратистскому правительству. Действующие экономические соглашения были аннулированы, а перемещение грузов через территорию Республики было временно приостановлено в силу невозможности обеспечения безопасности движения через временно неподконтрольную территорию. Также был полностью заморожен транзит татарской нефти через нефтепровод “Дружба”. Произошло расторжение всех контрактов в энергетической сфере, включая договоренности по поставкам топлива для республиканских электростанций. Такая жесткая позиция была занята с целью как можно скорее принудить Татарстан к возвращению в состав России. В сложившихся обстоятельствах чрезмерно высокая сумма убытков Республики, а также неприемлемо высокий риск оказаться недостаточно готовыми к началу отопительного периода склонили “чашу весов” в сторону скорейшего возобновления взаимодействия. Был послан запрос о проведении второго раунда переговоров, но на этот раз на условиях российской стороны. На состоявшемся в начале октября 2021 года заключении нового союзного договора было зафиксировано восстановление приостановленных прежде экономических соглашений. Глава Республики Р.Н. Минниханов сохранил свой пост в знак признания его роли в осуществлении диалога между сторонами, однако взамен взял на себя обязательство по обеспечению более высоких налоговых отчислений в федеральный бюджет на протяжении последующих 2-х лет как знак демонстрации лояльности субъекта.
Финализируя, мы пришли к выводу, что чувствительные потери с обеих сторон обеспечивают неустойчивое равновесие и удерживают от внесения существенных изменений в сложившуюся модель взаимодействия между сторонами.
Мораль сей “басни" такова: “Ребята, давайте жить дружно!”.
Спасибо, что дочитали нашу статью! Хорошего и продуктивного Вам дня!!!
Авторы: Марк С. Боровиков, Дмитрий М. Погорельский, Кирилл Н. Христианинов - выпускники бакалавриата 2021 года факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова
Шеф-редактор: Надежда В. Макогонова, к.э.н., доцент факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель проекта “Индикаторы здорового администрирования”
[1] Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. - М., 2009. - 256 с.
[2] Бюджеты субъектов Российской Федерации / Официальный сайт Минфина России (дата обращения: 21.05.2021)
[3] Официальная статистика / Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат) (дата обращения: 21.05.2021)
[4] Информация о тарифах на услуги ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти/нефтепродуктов по магистральным трубопроводам - ПАО «Транснефть» / ПАО «Транснефть» (дата обращения: 21.05.2021)
[5] Проаудированная консолидированная финансовая отчетность ПАО «Татнефть» им. В. Д. Шашина и его дочерних обществ (Группы «Татнефть») в соответствии с МСФО по состоянию на 31.12.2020 https://www.tatneft.ru/storage/block_editor/files/a123a8e47f0f0fd5ea4ce719f62b3791b768b424.pdf (дата обращения: 10.06.2021)