О чем фильм
В этот раз команда Доминика Торетто снова столкнулась с персонажем Шарлиз Терон - Сайфер, которая становится заложницей двух негодяев. Один из них - Отто - сынок диктатора небольшой страны, в фильме ее название не фигурирует. Тщеславный, избалованный, надменный. Второй - Джейкоб Торетто. Оказывается у Доминика с Мио есть еще родной брат, о котором ни разу не упоминалось ранее, якобы потому что он был изгнан из семьи. Лишившись семьи он встал на путь зла. И да, он такой же пробивной как и брат. Злодеи, благодаря хакерской помощи Сайфер, вознамерились стать правителями мира, захватив спутниковую систему Земли под полное управление.
Против зла, по первому неясному зову Мистера Никто, поднимается команда Быстрых и Яростных. Разве что Хоббс и Шоу остались не у дел, но у них недавно был свой сольный фильм, так что простительно. Сам же Доминик не сразу рвется в бой, у него теперь есть сын, перед которым он в ответе, и которого он не хочет оставить сиротой, как это было с его отцом. Но как только стало понятно участие Джейкоба в этом деле, то он присоединяется к команде.
В этой части мы наконец узнаем о подробностях смерти отца Доминика, увидим молодых Торетто. А еще в серию вернется полюбившийся зрителям персонаж Хан. Оказывается, что он не погиб, а усердно скрывался все это время. Мы узнаем как так вышло и что заставило его прятаться. Еще вернулась в серию фильмов Миа, оставив "дома" Брайана. А еще будет уже традиционная троица Роман, Рамзи, Тедж - тянущие на себе весь юмор в фильме.
Вновь создатели подготовили кучу зрелищного, но неправдоподобного экшена, как это и было всегда. Нас ждут погони через джунгли и по минному полю, отправка машины в космос с парочкой героев внутри, а еще заезд по городу с супермагнитами против бронепоезда на колесах. Изобретательность и выдумка сценариста Дэниэла Кэйси (скорее всего не только его) радует, хотя фильму явно не хватает юмора бывшего традиционного сценариста Криса Моргана. Того самого, который и превратил на пару с Джастином Ли фильмы серии Форсаж в топовые блокбастеры.
Пересказывать подробно всю сюжетную канву не имеет смысла, скажу что основной упор в фильме делается на выяснение отношений между братьями Джейкобом и Домиником Торетто. Упора на драматизм здесь много, даже слишком. Впервые в серии даже появляются вставки из прошлого, рассказывающие историю до того момента, когда Доминик начал грабить грузовики с DVD-проигрывателями. Вселенная Форсажа обрастает своим прошлым и это одна из особенностей десятого по счету полнометражного фильма.
Особенности "Форсаж 9".
Как уже и сказал, одной из особенностей именно 9 части является попытка игры в ретро. Нынче модное обращение к 80-м и 90-м проявилось и в этом фильме. Сюжетно все вполне обосновано, но создатели явно хотели позаигрывать с ностальгическими чувствами зрителя. Даже в музыке используется проигрыш известной композиции The Prodigy, замиксованный, но все же. Не говоря уже о напоминании о стритрейсинге прошлого, элементе культуры, который благополучно и неспешно уходит в забвение. Тот самый стритрейсинг, с которого вообще начиналась вся серия фильмов, но после лишь вскользь вспоминаемый.
Серия Форсаж уже давно вышла за пределы узкого жанра фильмов про машины. Начиная с 4 части она начала превращаться в крупную франшизу со своей вселенной, а-ля вселенная Марвел (у них даже свой Фьюри появился - Мистер Никто). С кучей колоритных персонажей, с заходом в самые разные жанры, разве что хоррор еще не пробовали использовать. Предыдущий фильм из серии (по сути своей спин-офф) "Форсаж: Хоббс и Шоу" яркое тому подтверждение - отпочковавшиеся от остальной братии Дуэйн "Скала" Джонсон и Джейсон Стэйтем ушли больше в сторону боевика с элементами комедии и фантастики. При чем фантастика с выдумкой на уровне какой-нибудь "Черной пантеры" - сказочной, но красочной. Теперь же понятно зачем нужна была эта отдельная история. В новой части они не появляются (Шоу покажут только в сцене после титров). Забрали они с собой и большую часть юмора, ведь в предыдущих частях заметная часть комедийных ситуаций держалась на этих персонажах, не говоря уже о забавных панчах и перлах, то и дело исходящих от них.
В 9 части происходит явный откат к более ранним фильмам. История больше не делает серьезных отклонений на посторонних персонажей. Во главе угла, как и в первом фильме, стоит персонаж Вина Дизеля. Мы вновь исследуем его мир, его семью, его переживания. Акцент снова смещается на него, даже новый колоритный персонаж в исполнении Джона Сина является дополнением, помогает развивать историю Доминика. Через него нам рассказывают историю гибели отца Торетто в аварии, тот самый инцидент с избиением разводным ключом и другие подробности бэкграунда персонажа.
Само собой сделать полный откат к первому фильму сейчас уже в принципе невозможно, это скорее небольшой шаг назад в прошлое. Зритель уже привык и полюбил видеть масштабное зрелище, видеть не просто боевик о тачках, а первоклассный блокбастер, с кучей характерных особенностей, наработанных годами. В том числе знакомиться с новыми персонажами, коим и становится Джейкоб.
Здесь стоит сказать об одном из главных минусов 9 части. Сложно поверить в то, что Вин Дизель и Джон Сина являются родными братьями. Авторы в шутку говорят, что в семействе Торетто намешана нордическая кровь, только это не помогает избавиться от лютого ощущения дичи, когда герои встают лицом к лицу. Скулы и подбородок, форма ушей, бровей, носа - все выдает разных родителей. Поверить в их родство просто невозможно. А еще достаточно неудачным оказался подбор актеров на роль молодых Доминика и Джейкоба. Они очень слабо напоминают лица взрослых персонажей. Создатели не потрудились подправить дело банальным гримом, пожадничали и на использовании компьютерной графики. В итоге это элементарно не дает возможности сопереживать героям в их семейных перипетиях. Уход в семейную драму за счет комедийной составляющей, к сожалению, не оправдал себя, больше вызывает скуку, а не интереса. Даже несмотря на присутствующие неплохие твисты в сюжете, замена оказалась неоправданной.
Что касается шутки про нордическую кровь, то это тоже особенность 9 части. Постмодернисткий юмор авторов над своим творением встречался и ранее в фильмах серии, но в этот раз его в особо много. Авторы то и дело подмигивают зрителю, словно говоря: да, мы знаем, что это условность, просто примите это. Так появляется теория Романа Пирса об их супергеройстве, поскольку на протяжение многих приключений они не получали ни единой царапины, да и вообще живы до сих пор. Поразительная неуязвимость и живучесть героев серии Форсаж, сродни каким-нибудь индийским боевикам, уже давно является общим местом претензий к фильмам, только ленивый это не заметит. Авторы же сводят эту неуязвимость к шутке - собратья Романа Пирса высмеивают его теорию.
Есть еще одна постмодернисткая шутка авторов, которая осталась в трейлере, но не попала фильм. Когда Роман Пирс говорит о постоянно возрастающей эпичности их приключений, вспоминая противостояние танкам, самолетам, подлодкам. Это одно из устоявшихся правил серии Форсаж, озвученное героем. С каждым разом масштаб происходящего безумства в экшене должен возрастать, должен подниматься на новый уровень. На этот раз создатели зашли так высоко, что сложно представить, а как можно переплюнуть это в следующем фильме - устроить гонки под водой, в жерле вулкана, или что-то еще - будет интересно посмотреть. Идея запустить машину в космос очень смелая, и не выглядит слишком неубедительной (в конце концов родстер Илона Маска до сих пор кружит вокруг солнца). Да, это выполнено не очень корректно, а местами с лютым перебором, но дерзость авторов однозначно стоит похвалы.
Хуже обстоят дела с супермагнитами. Здесь так и напрашивается мысли, а почему они точечно притягивают отдельные предметы - конкретные машины врагов, а другие металлические предметы остаются на месте. По идее за ним следом должен был бы идти целый ворох мусора, с сопутствующими разрушениями. Авторы лишь отчасти показывают это, когда Рамзи садится за руль. Она начинает притягивать чужие телефоны, всякое металлическое барахло. Все сводится к комедии, а потом вновь благополучно забывается. Задумка интересная, местами очень неплохо обыграна и использована, но все же не докручена в полной мере. Можно вспомнить неплохо использованные магниты в фильме Майкла Бэя "Призрачная шестёрка", возможно тот эпизод послужил прародителем заезду с супермагнитами по городу в "Форсаж 9".
Из приятного зрелища можно отметить погоню по минному полю где-то в джунглях Южной Америки. Это классическая погоня серии Форсаж, и даже сказочные выкрутасы с навесным мостом не вызывают отторжения. И не такое видели мы в прошлых фильмах. Во вселенной Форсаж действуют свои законы физики, как в индийском кино. Машины героев всегда летят дальше и дольше, персонажи переносят кучу перестрелок, побоев без каких либо серьёзных последствий, взрывы никогда не приносят им вреда, а фортуна всегда помогает им сделать задуманное в самый последний момент.
Проблема фильма "Форсаж 9" в том, что он вытворяет эти чудеса с серьезным лицом. 9 часть явно обеднела в юморе, его очень мало, да и шутки зачастую вялые, хотя есть и достойные. Фильм больше сосредоточен на драматичной составляющей истории, но честно говоря, эта строгость фильмам Форсаж никогда не была к лицу, учитывая тот абсурд, что раз за разом происходит на экране. Наблюдать за происходящим безумством с серьезным лицом сложно. Гораздо лучше, когда авторы превращают все это в этакую шутку-развлечение, а не пытаются выжать слезу. В данном случае хорош пример 8 части, как более удачный, где соблюден баланс между смешным и серьезным.
Еще одной характерной особенностью фильма является то, что это первая часть в серии, где полностью отказались от сексуальной объективизации женщин. Это первый феминистически нейтральный фильм. Единственно где объективизация проскальзывает, так это ретро вставка из стритрейсинга прошлого, но на этом не делается усиленный акцент как ранее.
Героиня Рамзи больше не является яблоком раздора между Романом Пирсом и Теджем Паркером. Раньше авторы с охотой показывали отличные формы героини, но теперь это табу. Отмечу, что они исхитрились не уйти полностью от сексуальной объективизации, а сделали ее более незаметной, скрытной. К примеру, героиня Мишель Родригес в самом начале хоть и наряжена под деревенщину, но сделано это максимально притягательно. За всю серию Форсаж она не выглядела лучше, чем в этом эпизоде. Наряд словно из сцен прелюдий фильмов для взрослых, но при этом не выходящий за рамки положенного. Респект гримерам.
Еще характерно то, что женским персонажам не приписываются определенные роли. К примеру уход за ребенком. Именно Доминик вначале остается следить за ребенком, лишь потом догоняет команду. Что уж говорить о Брайане (невидимо поприсутствовавший в конце фильма), который вместо Миа следит за детьми. Ранее именно он рвался в приключения. Да и вообще, само наличие Миа Торетто как полноценной участницы команды в фильме показывает полный отход к гендерному равенству. Ранее она исчезла из серии, как только трагически погиб Пол Уокер. Героиня Джорданы Брюстер была привязана к мужскому персонажу, авторы решили исправить эту несправедливость, даже несмотря на то, что ее персонаж выглядит явно лишним в фильме. По всей видимости в дальнейшем ей придумают более полноценную самостоятельную арку персонажа, сейчас же отделались просто ее присутствием в фильме. Как знать, учитывая эти изменения, возможно в дальнейшем воскреснет и героиня Галь Гадот. Ведь сюжетно ее смерть была нужна только для того, чтобы мужской персонаж (Хан) отправился в Японию. Еще одна привязка к мужскому персонажу. Тем более, что ее смерть так и не показали.
Примечательно, что даже в феминистической теме авторы умудрились вставить тонкую постмодернисткую шутку - одна из второстепенных персонажей, та что прикинулась сотрудницей интерпола, вызывающе дразнит Доминика тем, что тот не видит ее шикарные формы. И зритель тоже не видит, хотя раньше все было бы иначе.
Стоит ли смотреть?
Если у вас есть еще возможность посмотреть в кино, или просто на большом экране, то вполне можно скоротать вечер. Даже если вы не в курсе той "Санты Барбары", что происходила в прошлых фильмах, или уже подзабыли, то вы как минимум увидите зрелище. В остальном фильм очень средний, явно не лучший представитель серии Форсаж. Местами утомительно затянутый. В общем, если вы фанат серии, то смело смотрите. Для других же это совсем не обязательное кино.