Найти в Дзене
Ясно.

Ваш ребёнок не заговорит, если...

Оглавление

У вас появился первый ребенок, и вот ему уже пол года. А знали ли вы, что заниматься развитием мелкой моторики нужно уже с 8 месяцев?

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?

Дети интенсивно познают окружающий мир с помощью ладоней и пальцев. Развитие мелкой моторики, в первую очередь, напрямую связано с развитием речи. Учеными было доказано, что зона головного мозга отвечающая за проекции кистей рук находится рядом с речевой зоной. Следовательно, ими был сделан вывод о том, что развитие движений пальцев оказывает формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию.

Помимо речевого развития мелкая моторика воздействует на мышление, воображение, память, координацию и внимание!

Если же упустить этот момент, то моторная неловкость станет сопутствовать человека всю жизнь. Завязать шнурки, застегнуть пуговицы, будет проблематично.

-2

Когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Заниматься развитием ребенка никогда не поздно. Специалисты считают оптимальным время активных занятий с 8 месяцев. Родители могут использовать подручные средства, игрушки, предметы разных форм и фактур. Чем больше различных способов вы будете использовать, тем заметнее будет эффект от упражнений.

Разберем наиболее популярные способы и техники развития мелкой моторики.

Игры с крупой, камешками, бусинами и пуговицами

  • Рисунки из крупы. Возьмите картон, попросите ребенка нарисовать на нём любое изображение, например, облако. Затем возьмите самый безопасный клей и нанесите его по контуру рисунка. Ребёнок должен выложить на этих линиях, например, горох, рис или гречку. Данная игра служит волшебной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием пинцета. Нужно дать ребёнку пинцет и попросить его складывать в обычную пластиковую бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки или горошинки.
  • Ребёнку даётся пинцет, с его помощью просим переложить из какой-то одной ёмкости в другую, сортируя маленькие игрушки или же крупу.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите вашего ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

"Пальчиковая" гимнастика

«Пальчиковая» гимнастика представляет собой своеобразную инсценировку песен с различными историями, с использованием пальцев. Начинать играть в такую гимнастику можно даже до одного года с каждым разом немного усложняя движения пальцев. Играть можно вплоть до 10 лет.

Такая гимнастика подразумевает использование обеих рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наилучшего эффекта, эти упражнения необходимо выстраивать таким образом, чтобы поочередно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук.

Лепка

Использовать можно как пластилин, так и глину или соленое тесто. Помимо развития мелкой моторики, интенсивный упор идёт и на развитие воображения.

Как использовать пластилин и глину на практике:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.д.
  • Выкладывать из пластилина на картоне или бумаге конкретные заданные рисунки, буквы или цифры
  • Оставлять отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, монетками, пуговицами или камушками
  • Лепить шарики, колечки, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе
  • Подготавливать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)
-3

Упражнения с использованием дополнительных игр и предметов

  • Мозаика. Для начала хватит того, чтобы ребенок просто вставлял элементы мозаики в основу. Далее следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание переложить колечки счёт с одного края на другой. Для дополнительного развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Простое наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Например, можно заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а малыш будет обматывать их нитками, придавая окраску.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Упражнение заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку "листочки" одного цвета, а затем скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Для данного упражнения не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. Смысл игры заключается в том, чтобы накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Ребенок берет прищепки и цепляет на верёвку, картон или любую другую основу. Задание со временем может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок находит прищепки и прикрепляет их к соответствующим основам.

Невозможно перечислить все разнообразие игр по развитию мелкой моторики. Смастерить игры вы можете из любых подручных материалов, шнурков и даже канцелярских принадлежностей.

Развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым. Если вы хотите провести вечер с пользой, отправляйтесь в магазин за полимерной глиной. Так вы не только изготовите себе оригинальные украшения, но и разомнете ладони и пальцы!

Развитие ваших детей только в ваших руках!