Найти тему
Умный детЬ

Математику может освоить каждый ребенок, если подойти к этому системно

Оглавление
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

«Каждый вечер и почти все выходные в нашей семье занимает математика. То домашнее задание, то работа над ошибками. Дома решает хорошо, пока с ней сидишь, а за контрольные приносит они двойки. Пробовали нанять репетиторов. Не помогло. Больше нет никаких сил, а ведь это только 5-й класс. Страшно представить, что начнется, когда пойдут алгебра и геометрия…», - с такими жалобами мама обратилась за помощью. И она совсем не оригинальна. Такого рода сложности встречаются гораздо чаще, чем хотелось бы.

Объяснить происходящее, насколько парадоксальным оно бы ни казалось, можно с помощью психологических закономерностей.

Учитываем ведущий тип мышления

Математика оперирует абстрактными понятиями. А мышление детей примерно до 9-10 лет преимущественно наглядно-образное. Поэтому теоретические объяснения им совершенно непонятны.

Донести смысл математических действий и логических операций ребенку с наглядно-образным типом мышления можно только через практические опыты и примеры. Причем важно, чтобы ребенок не был пассивным наблюдателем во время их проведения, а сам перекладывал палочки, делил пирожок на части, зарисовывал условие задачи.

Несмотря на то, что современные дети кажутся более смышлеными, чем их ровесники несколькими поколениями раньше, развитие новой формы мышления может быть несколько замедленным.

Поэтому и подростку в 12-14 лет может быть необходим разбор темы с применением наглядности. Это могут быть рисунки, схемы, модели, а иногда и обычные бытовые предметы вроде пуговиц, коробочек и даже обычных яблок.

Провал в знаниях как снежный ком

Система математических знаний и представлений в школьном курсе построена по концентрическому принципу. Если его рисовать, он будет похож на мишень, в центре которой – самые простые базовые знания, а каждый новый внешний круг – новая информация, овладение которой строится на основе уже заложенной в центре мишени базы.

Если на каком-то этапе обучения математические алгоритмы и понятия не были усвоены, с каждым новым уровнем обучения провал на том месте, где что-то упущено, будет увеличиваться.

Бывают случаи, когда 8-классники не могут понять алгебраические формулы, потому что в начальной школе плохо усвоили названия компонентов действий, порядок операций и слагаемое от уменьшаемого не отличают.

Тренируйся, закаляйся!

Способность решать математические задачи зависит от наличия, качества и количества нервных связей в головном мозге. Чем их больше – тем лучше работает логика, тем легче понять смысл задания и нащупать путь решения. Поэтому мозг надо тренировать и заботиться о его развитии почти так, как о физическом развитии.

Игры и занятия на развитие межполушарных связей, решение кроссвордов и разнообразных головоломок способствуют формированию качеств, необходимых для успешного освоения программы по математике.

Что бы это значило?

Как ни странно, узкий кругозор и недостаточный словарный запас тоже могут мешать успешному освоению математики. Необходимо овладевать терминологией, учиться давать определения понятиям. Содержание задач может содержать слова, значение которых ребенку незнакомо. Если человеку непонятно, что такое стерлядь, как он будет рассчитывать ее массу?

Память подводит

Память как психический процесс характеризуется разными свойствами. Существуют различные техники, которые позволяют определить, соответствует ли уровень и качество развития памяти возрастной норме. Информация об этом тоже важна для понимания причин неуспешности в освоении математики и поиска пути решения проблемы.

Хорошие и плохие установки

Важную роль в успешном преодолении проблем играет установка, исходящая от референтных взрослых – людей, чье мнение влияет на убеждения ребенка.

Плохой установкой является и сравнение ребенка с его сверстниками, родственниками и другими людьми, которые успешны и состоятельны там, где ребенку сложно.

Рассуждения о бесполезности высшей математики и задач по стереометрии и пригодятся ли они в дальнейшей жизни тоже лучше не вести при детях. Даже если ни разу после школы не придется вычислять тангенс, умение анализировать условия задач и находить решения точно пригодится.

Поделитесь в комментариях, как вы относитесь в математике. Считаете ли вы, что знание математики всегда пригодится при решении жизненных задач?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы принять участие в обсуждении других интересных тем!

Также читайте:

Задача по математике: переправы и разъезды. Что легко ребенку, не всегда дается взрослому

5 каверзных задач для тренировки мозга