Интервью Постоянного представителя Нагорно-Карабахской Республики в Республике Армения газете «Ноев Ковчег»
– Форс-мажорные обстоятельства наложили свой отпечаток на деятельность представительства. С первого дня войны весь наш коллектив практически перешел на круглосуточный рабочий режим, кроме того, мы были вынуждены привлечь более ста волонтеров, которые работали в центре обработки звонков, на временных складах, перевозили наших граждан и занимались многими другими срочными вопросами. Основные вопросы касались временного размещения эвакуированных арцахцев, предоставления продовольственной и иной помощи. Представительство активно занималось получением и доставкой в Арцах гуманитарной, медицинской и другой помощи, собранной нашими соотечественниками из Республики Армения и диаспоры. Велась оперативная работа с правительственными структурами РА (министерствами иностранных дел, социального обеспечения, здравоохранения, территориально управления и чрезвычайных ситуаций).
В послевоенный период основные направления нашей деятельности не столько изменились, сколько расширились. Теперь на первый план вышла работа с нашими соотечественниками из диаспоры и их представителями в Ереване. Мы продолжаем заниматься получением и доставкой помощи в Арцах, координируем вместе с представителями арцахского правительства и различными ведомствами Республики Армения распределение помощи, помогаем в налаживании контактов между спонсорами и получателями помощи. Нужно добавить, что остальные функции представительства никто не отменял – это и консульские услуги, аналитическая и информационная работа, поддержание контактов с дипломатическим корпусом и так далее.
– После подписания трехстороннего соглашения десятки тысяч арцахцев до сих пор находятся на территории Армении. Как решаются их проблемы?
– В результате азербайджано-турецкой агрессии, в которой также участвовали террористические группировки из стран Ближнего Востока, значительная часть территории Республики Арцах была оккупирована и десятки тысяч наших соотечественников вынужденно покинули свою родину. Наши граждане оказались в очень сложном и тяжелом положении: многие семьи потеряли своих кормильцев, есть семьи, в которых погибли несколько членов семьи, люди лишились своих домов и имущества. Более 25 тысяч наших граждан сегодня находятся на территории Армении. Им оказывается помощь в рамках соответствующих программ, которые реализуются правительствами Республики Арцах и Республики Армения. Кроме того, помогают местные и иностранные благотворительные организации, частные лица. Власти Арцаха стараются помочь людям в возвращении в республику, осуществляются программы по обеспечению их жильем
и работой.
К сожалению, проблем и вопросов разного характера очень много. Мы надеемся, что соответствующие международные организации также примут деятельное участие в решении вопросов гуманитарного характера.
– Армянская диаспора в целом и российские армяне в частности в условиях ограниченности коммуникаций, вызванной пандемией, не остались безучастными в ходе 44-дневной войны. Можно сказать, что никто не остался равнодушным. Как бы Вы охарактеризовали эту помощь и какой она должна быть в поствоенный период? В чем конкретно сейчас нуждается народ Арцаха?
– Мы глубоко благодарны нашим соотечественникам за неоценимую помощь и поддержку в ходе войны и в послевоенный период. Без нее нам пришлось бы гораздо трудней.
В настоящее время приоритетным направлением являются задачи обустройства беженцев, поскольку, как было сказано, тысячи людей потеряли буквально все – родных и близких, их земля оккупирована, они лишились собственности, элементарных средств к существованию. Достаточно сказать, что наша республика потеряла большую часть пахотных земель, водных ресурсов, гидроэлектростанций, промышленных и сельскохозяйственных объектов, разрушены инфраструктуры и коммуникации. Продолжается уничтожение наших культурных и исторических памятников. К сожалению, потребностей много, однако нужно решать проблемы не только гуманитарного характера. Правительство пытается обеспечить людей работой, создать условия для их самообеспечения. Ну и конечно, все наши усилия будут напрасны, если при всем этом не решать главную задачу, а именно – укрепление безопасности.
– Какой Вам видится судьба триединства Армения – Арцах – диаспора? Ведь именно в нем сила всего армянства. Насколько эффективна сегодня связь между составными этого треугольника? Каким Вам представляется место Арцаха в поствоенный период в данном триединстве?
– В различные периоды времени эффективность связей в этом треугольнике оставляла желать лучшего, что было обусловлено объективными и субъективными обстоятельствами. В настоящий период взаимодействие между Арцахом, Арменией и спюрком должно достичь самой высокой степени эффективности, чего от всех нас требуют современные вызовы. Для этого крайне необходима оптимизация взаимодействия и выработка новой современной модели отношений в триединстве Арцаха, Армении и диаспоры.
Я также уверен, что главной целью наших усилий в этой сфере должна стать безопасность и независимость как Арцаха, так и Армении, без чего невозможно представить осуществление идеалов всего армянства, сохранение национальной идентичности.
– На каком уровне сегодня находится взаимодействие властей Арцаха и Армении? Имеются ли существенные разногласия по тем или иным вопросам?
– Взаимоотношения властей двух армянских республик носили, носят и будут носить рабочий, конструктивный характер. Активно и в постоянном режиме в рамках своих полномочий взаимодействуют различные министерства и ведомства. Учитывая сложность сложившейся ситуации, у армянских государств не может быть альтернативы максимально тесному взаимодействию.
– В каком состоянии, по Вашей оценке, мирный процесс в настоящее время и какова будет позиция арцахской стороны, когда он возобновится в полной мере?
– По понятным причинам мирный процесс пока не находится в активной стадии, однако ясно, что война – самый неприемлемый способ решения конфликтов. Хотел бы подчеркнуть, что Азербайджан до сих пор удерживает армянских пленных и, что особенно недопустимо, использует их в качестве инструмента давления на Арцах и Армению.
Мы убеждены, что долгосрочное взаимоприемлемое решение возможно в случае возобновления мирного переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ при активном посредничестве РФ. Любое решение должно в обязательном порядке учитывать неоднократно выраженное волеизъявление населения Арцаха и строго соответствовать нормам и принципам международного права. Мы должны добиваться деоккупации наших районов, оказавшихся под контролем Азербайджана, с последующим возвращением наших беженцев в свои дома. Вопросы обеспечения безопасности населения Арцаха должны носить приоритетный характер. Мы не должны допустить повторения тех зверств и насилия, которые были осуществлены азербайджанской стороной в ходе 44-дневной войны.
– Насколько актуальна идея Миацума (Воссоединения) в настоящий период? Каковы настроения на эту тему в Арцахе и Армении?
– Идея Миацума, с которой и началось Карабахское движение, не исчезла и присутствует в обществах как Арцаха, так и Армении. Однако мы должны выработать новые пути для ее осуществления.
– Разместившиеся в нашем регионе российские миротворцы занимаются обеспечением безопасности, помогают с решением гуманитарных проблем. Каким Вам видится будущее арцахско-российских отношений?
– Арцахско-российские отношения имеют давнюю и славную историю. Арцах оказался в составе еще Российской империи даже раньше Восточной Армении. Затем многие сыны и дочери Арцаха, уже будучи гражданами СССР, внесли свой огромный вклад в общую победу над фашистской Германией. Как тут не упомянуть хотя бы известное карабахское «маршальское» село, давшее двух знаменитых военачальников – Ивана Баграмяна и Амазаспа Бабаджаняна.
Нужно отметить также, что в современной России выходцы из Арцаха составляют значительную часть армянской диаспоры, и они вносят достойный вклад в развитие РФ практически во всех сферах жизнедеятельности, от науки и здравоохранения до искусства и спорта. Говоря о современных реалиях, отмечу, что не случайно именно российские миротворцы находятся в регионе, и они не только обеспечивают безопасность, но и осуществляют гуманитарную деятельность. Хотел бы подчеркнуть, что у Арцаха и России есть общие ценности и задачи – борьба с международным терроризмом, а в ходе 44-дневной войны именно Арцах оказался на переднем краю этой борьбы.
– Известно, что в нашем регионе пересекаются интересы многих держав и крупных политических игроков. Каковы, на Ваш взгляд, новые вызовы, стоящие перед Арцахом, Арменией и диаспорой на современном этапе?
– В сложившихся сложных мировых и региональных процессах главным для нас является сохранение независимой армянской государственности. Этого можно достичь, трезво оценив ситуацию, мобилизовав свои совокупные национальные ресурсы, извлекая соответствующие уроки из прошлого, а также благодаря предельно ответственному отношению к решению национальных задач. Последние крайне тревожные события в Сюнике являются наглядным подтверждением этого.
– А как в целом охарактеризовали бы Вы ситуацию в Сюнике?
– Своими провокационными действиями в Сюнике Азербайджан, пользуясь сложной внутриполитической ситуацией в Армении и определенными активными процессами в регионе в целом, продолжает оказывать давление на Армению с целью открытия Зангезурского коридора. Нужно отметить, что велик риск того, что, если требования бакинского режима не будут удовлетворены, Азербайджан осуществит военную интервенцию, учитывая тот факт, насколько инертной была реакция международного сообщества, когда он при поддержке Турции и с участием террористов напал на Арцах. С другой стороны, военная авантюра Азербайджана грозит серьезными геополитическими последствиями.
– И последний вопрос. В ближайшее время в Армении состоятся парламентские выборы. Ожидаете ли Вы каких-то изменений в политике РА в отношении Арцаха, в сферах, имеющих отношение к Арцаху, например во внешней политике, в вопросах безопасности?
– Война поставила много вопросов не только перед Арцахом, но и перед Арменией. Общество требует от политических сил выработки адекватных ответов на эти вопросы. Уверен, что Арцах, его независимость и безопасность будут одними из важнейших пунктов предвыборных программ, каких бы разных взглядов по иным вопросам кандидаты ни придерживались.
Ашот Бегларян, Степанакерт