Business - дословно на английском означает - дело. В свою очередь, бизнесмен - это деловой человек. И каждый, кто начинает заниматься хоть каким-то мало-мальски дельцем, приносящим прибыль за вычетом расходов (желательно, так как некоторые не могут здраво оценить отдачу), сразу считает себя бизнесменом, просто начинающим.
И да, так оно по большому счету и есть. Потому что сам факт извлечения прибыли происходит у обоих, а также и самостоятельное управление всеми процессами. Масштабы разумеется у всех разные, от уровня развития или возможностей. Но в этой статье я хотел высказать свое мнение о существующих различиях между понятиями "предприниматель" и "бизнесмен".
Бизнесмен - это предприниматель высшего уровня. Делегирование процессов
Я уже недавно рассказывал в статье о начале своего дела на блоге Валентины Ермаковой о том, что за все 4 года своей деятельности в изготовлении деревянных изделий и товаров лазерной резки ЧПУ никогда не прибегал к использованию рекламы. Причиной тому были достаточное количество заказов на меня одного, а также мысли о том, что я просто не справлюсь с таким количеством заказов с рекламы, не смогу обработать и выполнить все заявки, и просто солью немалую долю рекламного бюджета в пустоту.
Я не имел опыта передачи части работы наемным людям или напарникам. А если и имел, то совсем незначительный. Потому, не желая менять коней на переправе, боясь развалить текущее положение дел - просто мирился и делал, что мог один, насколько мог один.
Но всегда понимал, что, если я делегирую какие-то процессы помощникам или наемным людям, то мой доход будет значительно выше, а уставать я сам буду значительно меньше. По крайней мере физически точно меньше.
Видя более успешные примеры в сети в той же сфере, я понимал, что мне их никогда не достичь в одиночку. Так как люди работали командой и каждый знал свое дело и мог подменить один другого. Кто-то должен всем этим управлять и организовывать. И вероятно, также принимать какое-то участие в производстве, если касаться моей сферы. Но потом, совсем недавно у меня случились некоторые неприятности и я изменил, вернее скорректировал свое мнение и понимание, как нужно вообще заниматься организацией дела.
Бизнесмен не должен быть вовлечен в производственные моменты напрямую
Если человек занимается помимо управления делом также поиском клиентов, приемом заказов, принятием платежей, доставкой заказов, изготовлением, проектированием моделей, то в итоге он успеет немало, но очень сильно потеряет в качестве организации дела и просто подорвет здоровье.
Распыляясь во все стороны, я порой игнорировал или откладывал некоторые вопросы по профилактике техники, а некоторые моменты просто напросто и не знал, так как не было времени на усвоение новых знаний по причине бесконечной занятости в изготовлении и передаче заказов. Разумеется это привело к серьезным поломкам и остановке всего дела на некоторое время. Вышли из строя очень важные элементы ЧПУ станка из-за недогляда в уходе за ним. Эту проблему я решил довольно быстро. Через 2,5 недели я снова был в строю. Но проблема была в том, что поломка произошла через несколько часов после принятия и начала изготовления одного срочного заказа стоимостью несколько десятков тысяч. Отказаться - потерять не только деньги в моменте, но и клиента в долгосрочке. Это опт. Согласиться - а как сделать то?
И тут я понял, что нужно обязательно кому-то передать часть работы по нарезке деталей, а сборкой заняться уже самому позже, расплатившись за эту услугу. Нашел ребят в городе. Они согласились и за адекватную цену очень быстро и качественно выполнили вдвоем всю работу по нарезке деталей. Я был конечно в некотором шоке от скорости выполнения заказа, даже не имея у себя дома рабочего оборудования, так как понимал, что сборка - это довольно быстро и сильно из сроков я не выбьюсь.
В итоге все прошло отлично и клиент получил свой заказ с минимальной задержкой. Все были довольны, включая меня, хоть и потерявшего часть потенциальной прибыли из-за передачи выполнения резки другим. Но как таковая прибыль у меня сохранилась и не самая маленькая в действительности.
Все это привело меня к выводам, что организатор дела должен заниматься только организацией и не притрагиваться в большинстве случаев к процессам производства. Его задача - настроить приток заказов и распределять функции между своими помощниками (назову это так). Каждый должен знать свое дело и не метаться из стороны в сторону. Так тснижается КПД всех процессов.
И все-таки реклама?
После этого, когда я уже починился и был в строю, то еще раз повторил эту схему работы, но уже на новом уровне. Заказов было много опять, и пришел еще один довольно хороший. Отказать? Было жалко. Тут я вспомнил про ребят, которые остались очень довольны предыдущим опытом, и решил передать им заказ целиком. Полностью договорился по всем моментам с клиентом, взял предоплату (в размере своей комиссии как организатора), составил тех. задание для выполнения этой работы и передал его ребятам на выполнение. Итог этого был такой, что я не видя клиента, самих ребят и конечного товара в живую, полностью совершил средне-оптовую сделку, в результате которой опять остались довольны все 3 стороны: клиент, ребята и я.
Прежде, чем я начал смекать, что это хорошая тема, ребята сами мне написали, что готовы продолжать, только давай, все сделаем. Забыл упомянуть, что они, имея такое же оборудование, испытывали давние трудности с привлечением клиентов. Мне же клиенты давались легко по сути с первых дней. Честно говоря, я думал, что так у всех, и даже комплексовал, если ко мне 4 дня никто не обращался порой.
Но в то же время пришло понимание, что заказов достаточно лишь на меня одного в долгосрочной перспективе. А делегировать часть работы им я могу лишь периодически. И тут встал вопрос: а как сделать, чтобы хватало работы в расчете и на них? И выходит...это реклама, от которой я открещивался ранее. В сезон она конечно не требуется, но мы же хотим иметь равномерные заказы преимущественно в любом месяце года.
Отмечу важный момент. Во время передачи заказов, казалось бы все было легко и просто со стороны. Но в реальности пришлось уделить немалое время на разъяснения и контроль выполнения работы. Ребят оказалось все не так очевидно, как мне. Появлялись непонятные вопросы и даже ошибки в казалось бы понятной задаче. В эти моменты мне приходилось останавливать собственную работу и немало потеть не от физической нагрузки, а от напряжения внутреннего. Пришло понимание, что я могу сделать это все идеально только если сам не буду выполнять работы по производству, а займусь налаживанием технических процессов, подготовкой заданий в работу и договоренностями с клиентами. И, разумеется, продвижением, настройкой рекламы (хотя и это нужно делегировать - уже сейчас понимаю).
Итог какой и вывод каков: эффективный управленец, чтобы называть себя бизнесменом, как минимум, не должен прикасаться к рутинной работе и моментам производства, если речь идет о нем. Максимум эффективности управленец или менеджер может показать только освободившись от всех мешающих и отвлекающих его мысли дел.
Как видите, эта статья имеет некоторую неоконченность. И тому есть причина. Так как до такого понимания я уже дошел, но еще не успел применить в жизнь и отточить повторением. В моих планах реализация задуманного в ближайшее время. О своем опыте я также напишу в этом блоге. Как есть, без прикрас. На этом заканчиваю.
Если статья была вам интересна и дала пищу для раздумий, то оцените ее лайком и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ! Всем удачи и умения анализировать свои проблемы и делать нужные выводы, выходя победителем с помощью них из любой сложной ситуации!