34,2K подписчиков

Посмотрите на 100-летнего прадедушку советского М-72 из Германии

73K прочитали

Продолжим сегодня мотоциклетную тему, но перенесемся из Коврова, где я посетил недавно открывшийся «Музей ковровского мотоцикла и спорта» в Санкт-Петербург на Олдтаймер Галерею 2021.

Героем сегодняшнего рассказа станет очень красивый мотоцикл, которому — и в это трудно поверить — уже практически 100 лет.

Речь пойдет про BMW R42. Судя по сопроводительной табличке, этот экземпляр был выпущен в 1926 году, т.е. ровно 95 лет назад.

Мотоцикл был отреставрирован в питерской мастерской Братьев-Пилотов.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

В 1923 году BMW начали выпуск своего первого 500-кубового мотоцикла R32, который через три года превратился в R42.

Модернизации позволили сделать байк быстрее и практичнее благодаря улучшенным тормозам и новой головке цилиндра из легкого сплава.

Баварский мотопроизводитель использовал модульный принцип для формирования модельного ряда, который позволил, используя раму и двигатель без значительных изменений, получить туристические и спортивные модели.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Двухцилиндровый оппозитный мотор, получивший обозначение M43, выдавал довольно скромные 12 л.с. при 3400 оборотах в минуту.

Чугунные цилиндры имели съемные головки блока цилиндров из легкого металла и радиальные ребра охлаждения.

Если двигатель визуально напомнил вам наш М-72, то это не просто так. Дело в том, что советский мотоцикл представлял собой практически точную копию мотоцикла BMW, только более позднего R71, производившегося с 1938 по 1941 годы.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Карбюратор BMW Spezial собственной разработки всасывал воздух через кожух маховика. Количество смеси и состав смеси можно было регулировать при помощи двух рычажков на руле.

В конструкции использовали зажигание от Bosch. Пуск двигателя осуществлялся посредством кик-стартера.

По сравнению с R32, двигатель у мотоцикла R42 был установлен ниже и смещен назад, что сделало управляемость более стабильной. Особенно при движении с коляской.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

12 лошадиных сил сложно назвать выдающимся показателем, но с полным баком BMW R42 весил всего 126 кг, что позволяло ему разгоняться до 95 км/ч.

Правда в варианте с боковым прицепом вес увеличивался до 188 кг, а динамика значительно падала.

Двигатель соединялся с трехступенчатой механической коробкой передач, которая передавала крутящий момент на заднее колесо посредством «карданной передачи».

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

Термин «карданная передача» использовал сам BMW, хотя технически он был некорректен.

Так как заднее колесо было жестко зафиксировано, как и двигатель с коробкой передач, то карданы просто были не нужны.

Поэтому фактически передача осуществлялась валом от коробки к коническому редуктору заднего колеса.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

У ранних мотоциклов BMW была интересная особенность. Кик-стартер работал параллельно продольной оси двигателя.

От этой фишки отказались только на более поздних моделях R52 и R57.

Задний тормоз представлял собой так называемый карданный тормоз, который воздействовал на специальную муфту.

Совершенно потрясающе олдскульно выглядел крошечный задний фонарь, провод в металлической оплётке к которому шёл прямо по заднему крылу.

Фото автора. Город Моторов.
Фото автора. Город Моторов.

За три года производства BMW произвёл примерно 6500 мотоциклов модели R42.

Это было более чем в два раза больше, чем R32, которых сделали 3100 штук.