Найти тему
Conlettera

Как минимизировать число ошибок в текстах? Копирайтерам и авторам Дзен посвящается

Оглавление

От ошибок и опечаток не застрахован ни один автор или копирайтер. Когда книги и журналы были печатными, каждый материал проходил сложный путь проверок. От автора он поступал литературному редактору, затем его вычитывал технический редактор, корректор, после проходила верстка, и текст снова попадал на перепроверку. Даже при таком числе проверяющих ляпы случались. В институте Печати, где я училась, рассказывали о случаях, когда в советские времена корректоры и редакторы уезжали в «недетские» лагеря, пропустив букву «р» в слове «Ленинград».

Ошибка копирайтера – удар по репутации

Если ты копирайтер, от тебя ждут не только качественного продающего текста, но и 100% грамотности, а её не бывает. Сосредоточившись на содержании и стиле, увлекшись интеграцией ключевиков и LSI, поддавшись панике дедлайна, легко забыть о согласовании окончаний, пропустить стилистическую, орфографическую или пунктуационную ошибку. Это понимают все профи, но для клиента, который зачастую не может оценить всю глубину проделанной работы, нелепая оплошность или невнимательность станет поводом сомневаться в твоем профессионализме.

Недавно в одной из групп ВК, посвященных копирайтингу, «широко известный в узких кругах» гуру этого самого копирайтинга разместил пост с анонсом: «Приглашаю на свой вебинар про как копирайтеру находить заказы». Понятно, что автор имел в виду «про то, как», и что наверняка он знает, как должно быть правильно, но получилось смешно, и гуру в комментариях пришлось злобно рычать и доказывать, что это «просто стиль свободного профессионального общения», а вовсе не ошибка. Невнимательность обходится дорого – платишь нервами, а иногда и деньгами.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Как снизить количество ошибок в статье

Итак, приступаем к самому главному: как же сократить число ошибок и ляпов в тексте. Это простое правило мне поведали всё в том же институте Печати, где я получала профессию литературного редактора: всегда бери паузу перед финальной вычиткой. Работает оно не только для романов, но и для СЕО-статей и постов в соцсетях.

Всё просто. Наш мозг постоянно стремится упростить себе задачу. Долго работая над текстом, ты перестаёшь действительно его читать – только просматриваешь. Мозг уверен, что прекрасно помнит, о чем там написано, пропускает отдельные буквы, слова и даже словосочетания, пытаясь помочь тебе поскорее завершить задание.

Если текст «горит» и нужно сдать его срочно, отойди от монитора хотя бы на 15 минут. Свари себе кофе, поболтай по телефону – перезагрузись. Если совсем аврал, вместо того, чтобы 10 раз подряд мутнеющим глазом перечитывать текст, начни писать следующее задание, и через некоторое время вернись к первой статье для проверки. Лучше всего, чтобы до финальной вычитки было 8-12 часов. За это время мы «забываем», что написали, и смотрим на свой текст почти как на чужой.

Мне нравится делать финальную вычитку утром. «Я сегодня не такой, как вчера!», а потому вижу текст другими глазами. Первый раз я читаю статью «на смысл», и тогда могут обнаружиться повторы и логические несостыковки, например, информация о небольшой сумме минимального заказа анонсирована в первом абзаце, а потом она повторяется в списке «преимущества сотрудничества». Вторую вычитку я делаю, проверяя орфографию и пунктуацию.

Чек-лист: на что обратить особое внимание при вычитке текста

Ещё одна истина, которую открыли мне в институте: все правила русского языка выучить нельзя, хотя бы потому, что из них слишком много исключений. Но как редактор (пусть даже собственного текста), ты обязан знать, где именно могут подстерегать ошибки.

Искусственный интеллект, конечно, значительно облегчает жизнь автора. Поэтому первое, что мы делаем – проверяем текст на орфографию на специальном сервисе. Естественно, так находятся далеко не все ошибки. В случае ситуативного написания, например, «несмотря» или «не смотря», машина определит оба варианта как верные. Ну и, конечно, она не заметит стилистических, фактических и логических ошибок.

При финальной проверке текста статьи:

1. Начни с заголовков, подзаголовков и дискрипшн. Эти части текста обособлены, оформлены другим шрифтом, мозг часто полностью игнорирует их наличие, а ошибка в том же заголовке стоит дорого.

2. Проверь цифры, фактические данные, имена и фамилии, названия фирм. По личному опыту знаю – заказчики обижаются, когда вместо названия своей фирмы в тексте на главную видят название компании, о которой копирайтер писал вчера. О да, был скандал)

3. Проверь идиоматические выражения.

4. Обрати внимание на слова, ошибки в написании которых не может обнаружить проверка, например, некрасивый/ не красивый, также/так же, чтобы/ что бы, в течение/ в течении, преступать/приступать и т.п.

5. Проверь написание и уместность употребления слов, которые являются для тебя новыми или малопонятными. Нередко так бывает с терминами.

6. Запусти текст в сервис поиска тавтологий.

Если ты делаешь свои первые шаги в копирайтинге, найди человека, который согласится читать твои тексты. Даже если у него нет «100% грамотности», он сможет указать на несостыковки в повествовании, выскажет своё мнение насчет того, удалось ли тебе раскрыть тему статьи. Слушать всё это бывает неприятно, но полезно.

Помни: ошибки делают все. Наверняка и в моей статье ты найдешь какие-нибудь «косяки». Кстати, на финальной вычитке я обнаружила, что постоянно путаюсь, обращаясь к тебе то на «ты», то на «вы». Но невозможность достичь идеала – это не повод, чтобы к нему не стремиться! Буду рада, если ты поделишься своими маленькими хитростями обнаружения ошибок в текстах!

ConLettera – SEO со смыслом. Приглашаю к сотрудничеству!