Найти тему

Бой у острова Нерва 19 июня 1944 года: успех советских катеров

Приветствую вас друзья! Самый крупный потопленный в морском бою Великой Отечественной боевой корабль германского флота был уничтожен именно советскими торпедными катерами.

Художник И.И. Родионов "Потопление миноносца Т-31". Изображение взято в открытом доступе.
Художник И.И. Родионов "Потопление миноносца Т-31". Изображение взято в открытом доступе.

10 июня 1944 года войска Ленинградского фронта (командующий - генерал армии Л.А. Говоров) начали начали наступательную операцию целью которой был разгром финских войск на Карельском перешейке, с последующим выходом к государственной границе и созданием угрозы вторжения в Финляндию, дабы вывести последнюю из войны. Уже к 16 июня советские войска очистили от финнов район города Койвисто и продолжали с боями продвигаться к Выборгу.

Острова прибрежного архипелага Бьеркезунд (ныне Березовые острова), а это три крупных Пийсаари (Северный Берёзовый), Тиуринсаари (Западный Берёзовый) и Бьёрке (Большой Берёзовый) и около 13 мелких островов, оставались занятыми частями финской армии. Общая численность их составляла порядка 3000 человек. Оказавшись в тылу наступающих частей Красной армии они могли явится для противника плацдармом для высадки тактических десантов, а также разведывательно-диверсионных групп, что могло создать угрозу советским коммуникациям и отвлечь часть сил с фронта. Кроме того, вражеские тяжелые артиллерийские батареи (6 орудий калибром 254 - мм) на островах препятствовали выходу в Выборгский залив кораблей Балтийского флота, которые могли бы оказать нашим войскам поддержку на приморском направлении.

Советское командование решило провести операцию по захвату островов силами Балтийского флота. 19 июня уже маршал Л.А.Говоров отдал приказ командованию Балтийского флота о проведении десантной операции. Моряки ещё до этого начали подготовку к ней: проводилась разведка, были протралены подходы к островам, заблаговременно началась концентрация десантно-высадочных средств в исходных пунктах. Для поддержки десантников предполагалось задействовать основную часть авиации флота. Непосредственное руководство операцией было возложено на вице-адмирала Ю.Ф. Ралля. В его распоряжении находились 260-я отдельная бригада морской пехоты (численность -примерно 1500 бойцов) и бригада шхерных кораблей, состоявшая из 4 канонерских лодок, 8 морских бронекатеров и 16 сторожевых катеров, а также тендеров, дымзавесчиков и катерных тральщиков.

Относился к миноносцам "тип 1939". Строился на верфи фирмы "Шихау" в г. Эльбинг. Отсюда второе название всей серии "тип Эльбинг". Тактико технические характеристики: водоизмещение 1294/1754 тонн, скорость 33 узла, экипаж 206 чел. Вооружение: два 3-трубных торпедных аппарата, четыре 105-мм орудия, два 2-ствольных 37-мм зенитных автомата, одно 4-ствольное 20-мм автоматическая пушка, четыре  20-мм авт.орудия, два 13,2-мм пулемёта. Всего построено 15 кораблей.
Относился к миноносцам "тип 1939". Строился на верфи фирмы "Шихау" в г. Эльбинг. Отсюда второе название всей серии "тип Эльбинг". Тактико технические характеристики: водоизмещение 1294/1754 тонн, скорость 33 узла, экипаж 206 чел. Вооружение: два 3-трубных торпедных аппарата, четыре 105-мм орудия, два 2-ствольных 37-мм зенитных автомата, одно 4-ствольное 20-мм автоматическая пушка, четыре 20-мм авт.орудия, два 13,2-мм пулемёта. Всего построено 15 кораблей.

Финны с немцами тоже не сидели сложа руки. Они устанавливали новые минные заграждения на подходах к островам, усилили дозорную службу и нарастили корабельную группировку до 100 единиц кораблей и катеров различных классов. В её состав входили корабли как финского, так и немецкого флотов. В том числе и два немецких миноносца.

Остров Нерва. Вид сверху.
Остров Нерва. Вид сверху.

По плану операции первым этапом был захват острова Нерва. Он располагался в 16 милях к западу от Бьеркезундского архипелага и долгое время не был занят ни одной из сторон. По замыслу советского командования этот остров должен был стать опорным пунктом для дальнейших десантов на Бьёркский архипелаг. В ночь на 20 июня отряд катеров высадил на острове усиленную роту морских пехотинцев из состава 6-го отдельного полка морской пехоты. Морпехи не теряя времени сразу же стали готовить остров к круговой обороне, усилив свои позиции шестью ДЗОТами и инженерными заграждениями. Была развернута артбатарея из трех "сорокопяток". Непосредственно высадку проводили семь тральщиков, ближнее прикрытие которых осуществляли торпедные катера 1-го гвардейского и 4-го дивизионов Бригады торпедных катеров Балтфлота под общим командованием капитана 2-го ранга С. А. Осипова. В составе сил блтжнего прикрытия входили десять торпедных катеров типа Г-5, и четыре более крупных типа Д-3.

Слева: морской бронекатер проекта 61, он же "шхерный монитор". Водоизмещение 158 т. Скорость 13 узлов. Экипаж 39 чел. Вооружение: два 76-мм танковых орудия Ф-34, 37-мм зенитный автомат 61-К, два 12,7-мм пулемёта. Справа: малый охотник за подлодками типа МО. Водоизмещение 56 т. Скорость 26 узлов. Экипаж 22 чел. Вооружение: два 45-мм орудия 21-К, два 12,7-мм пулемёта
Слева: морской бронекатер проекта 61, он же "шхерный монитор". Водоизмещение 158 т. Скорость 13 узлов. Экипаж 39 чел. Вооружение: два 76-мм танковых орудия Ф-34, 37-мм зенитный автомат 61-К, два 12,7-мм пулемёта. Справа: малый охотник за подлодками типа МО. Водоизмещение 56 т. Скорость 26 узлов. Экипаж 22 чел. Вооружение: два 45-мм орудия 21-К, два 12,7-мм пулемёта

«Истребительный отряд охраны водного района» под командованием капитана 1-го ранга Е. А. Гуськова осуществлял дальнее прикрытие высадки. Его главной ударной силой являлись три морских бронекатера типа МБК, которые ещё называли "шхерными мониторами", поскольку они были предназначены для действий на мелководье в узких каменистых шхерных районах . Кроме того в отряд входили десять малых охотников за подводными лодками: шесть типа МО-4 и четыре бронированных.

Для противодействия попытке десанта немецкое командование подготовило свой план действий. Ещё 17 июня на рейд финского острова Муссало прибыли два германских миноносца Т-30 и Т-31. В случае угрозы высадки десанта им предписывалось по кодовому сигналу "Дроссельфанг" выйти с максимальной скоростью в район юго-западнее острова Бьерке и уничтожить советский десантный отряд. В качестве усиления немецким кораблям предполагалось использовать расположившиеся в шхерах тральщики и артиллерийские десантные баржи, также две флотилии финских торпедных катеров. Командование отрядом было возложено на командира Т-30 капитан-лейтенанта Буха.

Незадолго до боя. Миноносец Т-30 в Хельсинки в ожидании однотипного Т-31. Июнь 1944 года.
Незадолго до боя. Миноносец Т-30 в Хельсинки в ожидании однотипного Т-31. Июнь 1944 года.

В 21.10 миноносцы вышли из шхер и взяли курс на юго-восток. Погода стояла хорошая и видимость в наступившей белой ночи составляла до 20 миль. После часового перехода корабли достигли острова Нерва, обогнув его вдоль северной оконечности продолжили двигаться в направлении на юго восток. В 22.00 советский наблюдательный пост обнаружил силуэты двух неопознанных кораблей. Предупреждение о появлении кораблей противника было немедленно отправлено силам десанта.

Схема боя у о. Нерва 19/20.06.1944 г. Сильно не ругайтесь - делал первый раз. Чуть ниже приведу немецкую оригинальную.
Схема боя у о. Нерва 19/20.06.1944 г. Сильно не ругайтесь - делал первый раз. Чуть ниже приведу немецкую оригинальную.

В 22.25 немцы обнаружили силы прикрытия десантного отряда. Отряд Гуськова, в составе десяти малых охотников МО и трех морских бронекатеров двигался курсом на северо восток от острова Сескар. Заметив неприятельские корабли, капитан 1-го ранга Гуськов приказал идти на сближение. Немцы совершили разворот чтобы иметь возможность действовать всеми орудиями и в 22.35 с дистанции 11 700 метров открыли огонь по советским катерам. Немцы имели весомое преимущество в артиллерии, а также в приборах управления огнём. Восемь 105 - мм орудий существенно превосходили в дальности стрельбы 76 - мм танковые пушки "шхерных мониторов" не говоря уже о сорокопятках морских охотников. Наши катера пытались отвечать, но снаряды попросту не долетали до немецких кораблей. Одним из первых немецких снарядов разорвавшимся в 30 метрах от МО-106 был тяжело ранен командир отряда сторожевиков капитан 2 ранга М.В. Капралов. Сам катер также получил три прямых попадания немецкими снарядами. По одному прямому попаданию получили морские бронекатера МБК -503 и МБК-505. Ещё три "мошки" получили повреждения от близких разрывов. Поставив дымовую завесу советские корабли вышли из боя.

Подойдя к острову Бьерке, немцы не обнаружили признаков высадки десанта на берегу или подготовки к ней. Командир отряда приказал ложиться на обратный курс, посчитав свою задачу выполненной.

В то время как отряд Гуськова вел бой с миноносцами, торпедные катера обеспечивали высадку десанта. После её завершения они должны были разделиться на четыре группы и произвести поиск неприятельских кораблей между островами Нерва и Бьерке. В 22.19 командир отряда торпедных катеров капитан 2-го ранга С. А. Осипов, получив сообщение об обнаружении неопознанных кораблей севернее Нервы, приказал капитан-лейтенанту Б.П. Ущеву с тремя катерами (ТК-53, ТК-63 и ТК-152) выдвинуться в указанный район и атаковать противника. Для ориентира Ущев использовал вспышки выстрелов, по которым и корректировал курс.

Чуть позднее эти же вспышки заметил и Осипов. Видимо поняв, что трех катеров Ущева явно недостаточно для успешной атаки хорошо вооруженных и маневренных миноносцев, он решает послать тому подкрепление. В 22.41 он направил на помощь Ущеву отряд из четырех торпедных катеров (ТК-41, ТК-101, ТК-103, ТК-111) капитан-лейтенанта И.С. Иванова.

Советский торпедный катер Г-5. Разработан в начале 1930-х годов под руководством авиаконструктора А.Н. Туполева. Водоизмещение 15 т. Скорость 50 узлов. Экипаж 8 чел. Вооружение: два торпедных аппарата, два 12,7-мм пулемёта. Всего было построенно 333 единицы.
Советский торпедный катер Г-5. Разработан в начале 1930-х годов под руководством авиаконструктора А.Н. Туполева. Водоизмещение 15 т. Скорость 50 узлов. Экипаж 8 чел. Вооружение: два торпедных аппарата, два 12,7-мм пулемёта. Всего было построенно 333 единицы.

В 22.55 немцы обнаружили группу Ущева и открыли по ней сильный огонь. Советские торпедные катера ринулись в атаку. Между 23.03 и 23.06 ТК-53 и ТК-153 выпустили торпеды по Т-31, который после разворота на обратный курс шел головным, а Т-63 выбрал целью Т-30. Тактически ситуация складывалась в пользу наших катерников, поскольку они находились прямо по курсу германских кораблей и выходили в атаку с наиболее удобных для этого носовых курсовых углов. Немцы, маневрируя на большой скорости и ведя огонь из всех орудий и пулеметов, сумели избежать торпедных попаданий. Наши катера, выпустив торпеды с дистанции 3-5 кабельтовых, на полном ходу старались проскочить в мертвые зоны, которые немецкие 105-мм и орудия и зенитные автоматы не могли обстреливать. Благодаря этому удалось отделаться только повреждениями. Наши моряки сблизившись с вражескими кораблями обстреливали их не только из установленных на катерах пулеметов, но и из ППШ.

А вот и немецкая схема того же боя.
А вот и немецкая схема того же боя.

Ещё не успела завершиться первая атака, как в 23.10 подоспели катера группы Иванова. С дистанции 2-3 кабельтовых три катера выпустили торпеды по Т-31, а один по Т-30. Надо отдать немцам должное - они очень умело маневрировали и снова избежали попаданий. Правда и сами добились немногого, не сумев потопить ни одного катера. В результате двух атак пять из семи торпедных катеров получили повреждения. Из них три ТК-63, ТК-101, ТК-103 имели прямые попадания малокалиберными снарядами зениток, а остальные "отделались" осколочными повреждениями. Ранение получил один из моряков.

Отразив атаку торпедных катеров немцы взяли курс на северо-запад, чтобы выйти на соединение с 3-й флотилией тральщиков, которые несли дозор на опушке финских шхер. Выйдя в 23.40 в район острова Халли командир отряда не обнаружил там тральщиков. Поскольку Бух не располагал информацией о минной обстановке в этом районе, двигаться дальше на север он не рискнул. Решено было возвращаться тем же путем, что и пришли, т.е. мимо острова Нерва. Известив радиограммой об этом решении свое командование, немецкий отряд лег на курс юго-запад и двинулся в направлении северной оконечности острова.

Тем временем Осипов с оставшимися катерами завершил прикрытие высадки десанта и оба отряда катеров (его и капитана 3 ранга В.И. Тихонова) вышли в поиск. В 23.50 прямо по курсу были обнаружены немецкие миноносцы. Понимая что появление их у берегов острова создает угрозу только что высаженному десанту, Осипов принял решение атковать любой ценой. Его катер ТК-163 вышел вперед для постановки дымзавесы, под прикрытием которой должны были выйти в атаку другие два катера отряда. Однако все пошло не по плану: на ТК-163 отказала дымовая аппаратура. Выпустив одну торпеду по головному миноносцу он получил повреждение кормы близким разрывом 105 -мм снаряда. ТК-33 в этот же момент получил несколько пробоин осколками. Уклоняясь от огня немцев он проскочил выгодную позицию для атаки и не выпустил свои торпеды. Третий катер свои торпеды выпустил, но немцы от них уклонились поворотом. Казалось остановить их уже невозможно.

Торпедный катер типа Д-3. Катера этого типа входили в состав отряда  капитана 3 ранга В.И. Тихонова. Водоизмещение 36 т. Скорость 35 узлов. Экипаж 10 чел. Вооружение: два торпедных аппарата, одна или две 20-мм авт. пушки, два 12,7-мм пулемёта
Торпедный катер типа Д-3. Катера этого типа входили в состав отряда капитана 3 ранга В.И. Тихонова. Водоизмещение 36 т. Скорость 35 узлов. Экипаж 10 чел. Вооружение: два торпедных аппарата, одна или две 20-мм авт. пушки, два 12,7-мм пулемёта

И тут в дело вступил отряд Тихонова. Он разделил свои катера для атаки целей с обоих бортов: ТК-37 и ТК-60 должны были атаковать цели с левого борта, а ТК-9 и ТК-10 с правого. На вооружении его отряда находились катера типа Д-3 которые были вооружены кроме торпед пулеметами ДШК и 20-мм автоматической зенитной пушкой "Эрликон". В время атаки и сближения наши катерники буквально поливали огнем надстройки вражеских кораблей. Первыми выпустили торпеды катера ТК-37 и ТК-60. Их целью шедший вторым миноносец Т-31. Одна из торпед угодила в левый борт. Четыреста килограмм тротила сделали свое дело. Раздался взрыв, поднявший над кораблем огромный столб дыма. Корпус миноносца мгновенно разломился на две части. Носовая почти сразу же ушла под воду, а кормовая упершись в грунт ещё минут пять стояла винтами вверх после чего затонула.В месте с миноносцем погибло 76 человек из его экипажа. шестеро немецких моряков попали в плен. Остальных позже подобрали финские торпедные катера. Был спасен и командир миноносца капитан-лейтенант Петер-Пиркхам.

Командир торпедного катера ТК-37 капитан-лейтенант Василий Ильич Троненко. Считается, что именно выпущенная с его катера торпеда поразила Т-31. Справа на фото взрыв германского миноносца снятый с одного из советских сторожевых катеров.
Командир торпедного катера ТК-37 капитан-лейтенант Василий Ильич Троненко. Считается, что именно выпущенная с его катера торпеда поразила Т-31. Справа на фото взрыв германского миноносца снятый с одного из советских сторожевых катеров.

Два других катера атаковали головной Т-30, однако немец сумел увернуться и полным ходом бросился на север, даже не помышляя о спасении экипажа своего "напарника". Наши катера получили во время атаки повреждения от огня немецких зенитных автоматов, но все остались на плаву. Потери ограничились одним раненым.

Успешная высадка десанта на Нерве позволила продолжить операцию по овладению Бьеркским архипелагом.Утром 21 июня началась высадка десанта на остров Пийсари, который несмотря на упорное сопротивление противника был в течение двух дней занят нашими частями. В ночь на 23 июня противник начал эвакуацию своих войск из архипелага и к 25 июня операция по захвату островов была завершена.

Потопление миноносца Т-31 стало самым крупным успехом советских надводных кораблей в годы Великой Отечественной войны. Надо сказать, что обе стороны допустили ошибки. Ошибка командира наших торпедных катеров заключалась в разделении сил и посылке их в бой по частям. Кроме того в первой атаке группы Ущева и Иванова атаковали цели с одного борта, что облегчало немцам уклонение от выпущенных торпед. Во второй атаке Осипов и Тихонов действовали уже грамотнее, атаковали всеми силами, разделили между собой цели, атаковали с обоих бортов. Возможно, не случись поломка дымаппаратуры на его катере и дальнейшая атака пошла бы по плану, тогда и Т-30 не ушел бы. Кто знает... В своих отчетах о результатах боя тактическое мастерство советских командиров, естественно, неохотно и со скрипом, но были вынуждены признать и их "оппоненты". Вот что было сказано в обобщенном донесении:

в то время как первый бой не показал осмысленных тактических действий и в общем был проведен плохо, вторая атака показала что большой отряд торпедных катеров со значительным превосходством в скорости, даже при хорошем освещении может поставить трудные задачи перед командирами миноносцев.

Немцы же элементарно недооценили возможности противника и понадеялись на мощное вооружение и ходовые качества своих миноносцев. Иначе чем ещё можно объяснить посылку в рейд двух достаточно ценных, особенно по меркам Балтики кораблей, не придав им никакого охранения. Хотя для этого вполне можно было задействовать финские торпедные катера. Более того, уже зная из радиограммы Буха и от службы наблюдения о боях с советскими катерами, германское командование не приняли мер по обеспечению встречи возвращающихся миноносцев. В результате и поплатились.

Источники: С. Патянин, М. Морозов "Черные молнии" Кригсмарине: германские миноносцы второй мировой", Kl. Fisher, J. Cichy, M. Jarczyk @Operacja ,,Drosselfang" (статья)/ Журнал "Okręty wojenne" №6-2010

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"