«Моцарт, который загнал мне
в <...> кувалду по самый пуп. Моцарт, чью маму, папу, сестер, братьев, дядюшек и тетушек, всех вместе взятых, всю родню я видел в гробу! Так вот, этот самый
распроклятый Моцарт, который достал меня до самых печенок, этот Моцарт… великий композитор!».
«- И наверно Моцарт тоже русский?
- Нет. Вам нравится Моцарт?
- Нравится?! Да я обожаю его! Его все обожают. Моцарт — великий композитор!».
Это цитаты из финала фильма «Сибирский цирюльник», в последних эпизодах которого юный кадет одерживает моральную победу над сержантом по прозвищу Бешеный Пёс и заставляет его признать величие Моцарта. Очень мне этот фильм нравится, «рассмотрела» его как следует я буквально недавно.
У меня по части классической музыки серьёзный провал, я знаю это. Ещё отец меня порицал, что я ею не интересуюсь и не слушаю. Но я ничего не могла с собой поделать тогда. У меня нет музыкального образования и нет никакой одарённости по этой части. Со временем немножко поднабрала багажа, появились личные предпочтения, но в целом я плохо знаю классику и признаю это. Более того, я знала антитезу «Моцарт и Сальери» исключительно по произведению Пушкина и была уверена, что так все и было.
Я неоднократно бывала в Зальцбурге, видела дом, в котором родился Моцарт, удивлялась тому, что в нем функционирует супермаркет и что композитор стал конфетой (настоящие Mozartkugel продаются только в Зальцбурге в кондитерских Fürst, у них сине-серебристая обёртка). А на днях наконец руки дошли до знаменитого фильма «Амадей» Милоша Формана. Фильм снят в 1984 году и получил 8 Оскаров. Вот тут я и решила наконец погуглить, кто такой Сальери.
И тут выяснилось, что «наше все» не просто вольно обошёлся с биографиями. Форман собственно тоже (взять хотя бы тот факт, что в фильме Сальери даёт обет безбрачия, а в жизни был вполне себе женат и имел детей). Оказалось, что Сальери был знаменитейшим композитором эпохи, и у него учились в том числе Бетховен, Шуберт, Лист и Черни. Ну то, что этюды Черни играют юные пианисты в музыкальных школах, это даже мне известно.
В фильме-то конечно эффектно смотрится антитеза «гений и злодейство»: весь такой светлый-беззаботный-феноменально-одарённый Моцарт и мрачный суровый Сальери, завидующий невероятному таланту - такому, которого сам он лишён. Да ещё столь короткая жизнь Моцарта и ранний уход давали пищу для конспирологических теорий. Но это только кино. В реальности Моцарт и Сальери видимо были просто конкурентами, но друг другу в популярности не уступали. Более того, каждый признавал талант другого.
Антонио Сальери сделал великолепную профессиональную карьеру: он был придворным композитором в Вене, получив этот пост в 24 года (блестяще для юноши из маленького итальянского города, не правда ли?), создал более 40 опер и был не просто трудолюбивым ремесленником - он действительно был талантлив и уважаем. Однако талантам, какие бы они ослепительные не были, тоже нужно было есть и кормить семьи. Поэтому композиторы конкурировали - за место при дворе, за сборы от постановок, они давали уроки аристократам, писали произведения на заказ.
Так что «гений и злодейство - две вещи несовместные», алгеброй гармонию поверять не стоит, а вот фактчекинг нужен всегда. В следующий раз расскажу вам про Гайдна, не переключайтесь. Не шутка.