Самый убойный аргумент любого подкованного священнослужителя христианских конфессий, любящих забавляться с «косточками святых», — это библейский эпизод воскрешения мёртвого человека, после прикосновения к мощам пророка Елисея. В синодальном (разрешенном к прочтению) переводе это звучит так:
«Когда погребали одного человека, то … бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». (4-я Книга Царств)
Чудо? Ещё какое! Без атеистического сарказма, признаю безоговорочно. Но Библия на то и мудрая книжка, чтобы рассказать... о многих других чудесах. Господь, в ответ на молитву пророка Илии воскресил единственного сына бедной женщины-вдовы, которая его приютила в побеге от козней царя Ахава (3-я Книга Царств).
Пророк Исаия посоветовал умирающему царю Езекии приложить смоквы (инжир) к гниющим ногам. Государь на третий день процедур бодро побежал в храм на своих исцелённых двоих. Целебная инжирная мазь? Рецепт прошу в студию, чтобы объяснить: как смертельная болезнь царя (именно так описывает ситуацию 4-я Книга Царств) за три дня отступила наружными припарками. Это было чудо!
Пророк Елисей направил страдающего проказой военачальника Сирийского царя Неемана омыться в Иордане в лечебных целях. Тот его сначала высмеял, но потом одумался. Выполнил указание, исцелился. Чудо? Несомненно. Новый Завет тоже полон самых разных чудес. Целительное омовение в купальне Вифезда, при схождении в неё Ангела, хождение Петра по воде, превращение воды в вино. И самое главное — исцеления и воскрешения людей Христом и его апостолами. Вплоть до массовых.
Анализ будет незатейлив. Чудеса объединяет одна общая черта — их творит Бог. Если кто-то или что-то является посредником — это индивидуальный, хорошо построенный по драматургии эпизод. Никаких повторяющихся чудес. Творец изобретателен, всегда готов выдумать что-то новенькое. Но нет указаний в Писании, что этот «чудный антураж» будет работать с другими людьми, не библейскими персонажами.
Где-то написано, что купания в Иордане продолжают исцелять? Или прикладывание припарок из инжира лечит от геморроя? Перетаскивание покойников на могилу пророка Елисея стало общеиудейским бизнесом, с массовыми воскрешениями? Его кости выкопали, раскрошили на мелкие осколки и растащили по всей Палестине?
Где в Израиле хоть одна купальня, подобная Вифездской? В которой плещется круглогодично Ангел. Нет, сей персонаж небесный сходил туда, когда угодно было Богу. Только по Его приказу. Все чудеса присутствуют в абсолютно индивидуальном исполнении. Это Земля грешная, на минуточку. А не сады Эдемские с бесплатными аттракционами волшебства.
Что там ещё путаники в рясах и сутанах предлагают к спору? Ах да, «о костях Иосифа» постоянно напоминают. Ветхий завет рассказывает: во время «египетского исхода» евреи унесли с собой мощи патриарха. Некоторые… священники (лично из телика слышал) так обосновывают свои крестные хождения с тасканием «мощей». Мол, аналогия библейского громкого сюжета. Минуточку…
Евреи вынесли кости Иосифа совсем с другой целью. Не для поклонения и почитания праотца в Ханаане. Просто выполнив его прямое повеление. Ещё при жизни Иосиф завещал вынести его кости «из чужой земли Египетской» и похоронить на родине его отца Иакова (Книга Бытия. 50:25). Моисей коллеге-патриарху не посмел отказать:
«И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда». (Исход)
«И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора,… которое досталось в удел сынам Иосифовым». (Иисус Навин)
Ветхий Завет не говорит, что косточки Иосифа таскали в раке перед колоннами беженцев, на них молились, к ним прикладывали мозоли сбитых ног. И потом, в Ханаане, к ним не совершали паломничества с чередой свершаемых там чудес или исцелений (не приведи Яхве — воскрешений). Не молились иудеи костям других Патриархов и отцов народа: Иисуса Навина, Давида, Соломона и т.д. Потому что Закон таков. Только Бог творит чудеса. По своей воле или в ответ на искреннюю молитву.
Есть более тонкие заходы в теме, тех же католиков. Они рассказывают влажные истории о фактах проведения богослужений первыми христианами. Еще в катакомбах. Где помимо прочего, хоронили членов своих общин. Нет спора, такое было. Окрестности Рима, Неаполя, многие земли Сицилии знают такие катакомбы. Покойники в товарных количествах там присутствуют.
Юридический казус.
О чём это говорит, что именно доказывает, в толк не возьму. Да, таились пару с лишним веков. Да, собрания проводили. «Братьев» там хоронили. Во-первых, первые христиане слепо следовали традициям родичей Иисуса, иудеев. Переняли обычай хоронить умерших в пещерах и нишах, вырубленных в скалах. Так были погребены Христос и Лазарь.
Поэтому и выбирали катакомбы для пленэров своих, если условия позволяли. Бывшие каменоломни, заброшенные рудники или естественные природные пещеры и расселины. Первые христиане (как и иудеи) старались хоронить единоверцев рядом друг с другом. Чтобы с их «публичными» погостами сделали бы язычники? О тож. Вот археологи и находят в тех веках два вида катакомбных захоронений: христианские и иудейские. Они практически неотличимы друг от друга.
Но это лирика. Собрания в катакомбах, возле «костей», проводились по строгим юридическим соображениям. Христианство с разной степенью интенсивности подвергалось гонениям. То накатит волна террора, то чуть схлынет. В любом случае, афишировать веру первые три века было категорически вредно.
Катакомбы для собраний общин подходили идеально вот по каким соображениям. Все помнят Римское право. Несмотря на времена царившего социального неравенства в империи, законы Рима исполнялись трепетно и неукоснительно. Этим воспользовались якобы полностью бесправные, «ничтожные рабы-христиане». Собираясь у могил, они были защищены сразу несколькими законами:
- — «locus religiosus», «res sacra» — неприкосновенность и святость мест захоронения человека (вне зависимости от социального статуса — свободных, отпущенников, рабов, и даже преступников),
- — «collegium funeraticium» — легальность погребальных товариществ. Можно было какой угодно из Законов подверстать в обоснование «катакомбных посиделок». Вот и жались к захоронениям своих членов общин.
Религиозный статус.
Библия очень подробная книжка, детальная инструкция. Если бы христиане имели наставление от апостолов совершать богослужения у могил братьев по вере — они бы это делали обязательно. Но Новый Завет звенит тишиной в этом вопросе. Во-вторых, обязательно нашлось бы что-то в корреспонденции первых христиан, Отцы Церкви упомянули бы что-то в своих многотомниках. Вынесли на богословское обсуждение… хотя бы.
И третье: если уж были какие-то указания апостолов, нам неизвестные… подобные катакомбы археологи нашли бы повсеместно. Во всех обширных провинциях римской Империи и за её пределами. В IV-V веках христианство уже уверенно маршировало по всему цивилизованному (и не очень) миру. Все мелкие и крупные города имели общины. Уже не таились, собирались в молитвенных домах.
Но нет исторических свидетельств, говорящих о том, что туда косточки покойников сносили. Вокруг первых храмов (это середина IV века) имелись могилы христиан, не спорю. Но культовыми объектами не были. И только когда государственная религия показала свои зубки и стала обязательной… вот тут все и началось. Вместе с «культом святых». А как почитать подвижника или мученика без его косточек и останков? Общество бывших язычников не поймет-с.
Не сохранилось, что жаль очень, имён тех «деятелей Церкви», кто впервые обосновал идею «катакомбных собраний» рядом с покойниками — как молитвенное к ним обращение. Но канон быстро был утвержден, как историческая правда и факт. Поэтому теперь здания церквей очень любят строить на кладбищах, по возможности «святые мощи» закапывая под фундамент.
Скорбно помолчим про «алтарные закладки» мёртвой плоти христиан. Без которых якобы всё служение в храме недействительно. Про дичайшую традицию целования трупной плоти для получения «божией благодати»... вообще молчок, чтобы глубоко не поражать «чувства верующих». Которые забыли Ветхий Завет.
Где согласно Божьему закону, люди после прикосновения к мертвому человеку — наоборот, считались «нечистыми». И Моисей запретил таким участвовать в религиозных ритуалах без обряда очищения, длящегося… семь дней:
«Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя (живой) водою в третий день и в седьмой день, и будет чист; … всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля… Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней». (Книга Чисел)
Священникам же совсем запрещалась подходить к мёртвому телу, кроме умерших близких членов семьи:
«К мёртвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми». (Иезикиль и Книга Левит)
С чего вдруг такие ограничения? Господь их наложил неспроста, поскольку смерть являет собой символ греха. Именно через него эта Старуха вошла в мир:
«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». (Послание апостола Павла Римлянам)
Для «очищения» закон Моисея предписывал закалывать «рыжую телицу без порока», её кровью следовало окропить — в сторону скинии собрания. Таким образом символически занося кровь (и грех) в святилище для полной субатомной аннигиляции. Потом необходимо жертвенное животное сжечь. Его пепел иудеи должны были смешивать с водой, получая «очистительную воду» для окропления «нечистого» (Книга Чисел). Вот такая инструкция, других не дадено, товарищи.
Эта очистительная, «живая вода» являлась и «святой». Поскольку использовалась в ритуале «очищения человека от греха», как может поведать нам Книга Чисел. Есть вообще убойный способ её применения в Библии: «святая вода» применялась при исполнении «Закона о ревновании», для определения факта измены жены мужу. Ревнивцам даю бесплатную инструкцию, записывайте:
«Когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону … и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду; …
и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем; если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем».
Сегодня «святую воду» христиане рассматривают как-то очень странно. Не как Господь завещал Моисею. Занята этим освящением церковь, приписывая какие-то чудодейственные свойства жидкости. Забывая постоянно говорить: исцеляет и помогает только вера. Если она присутствует — будем вам и чудо. А если ожидать его от «косточек» и трупных останков… можете разочароваться крепко. Нынешняя «святая водица» очень полезна, не спорю. Если на серебре крепко настояна, чудесный бактерицидный раствор. Но разве в этом чудо и волшебство?
Продолжение обязательно будет…
Читайте по теме: