12.06.2021 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
Накануне своего европейского турне президент США Джо Байден написал для The Washington Post статью, посвященную его предстоящему участию в саммитах G7, НАТО и США - ЕС, а также встрече в Швейцарии с российским президентом Владимиром Путиным. В этой статье есть любопытный пассаж: «Мы уделим основное внимание тому, как обеспечить, чтобы рыночные демократии, не Китай или кто-либо еще выработали правила торговли и технологий XXI века».
Это означает, что вопрос о правилах мировой торговли и реформе ВТО будет активно обсуждаться Дж. Байденом и его партнерами, и особенно активно на саммите G7, о чем ранее договорились министры иностранных дел «семерки». Не секрет, что спор о выработке новых правил мировой торговли идет не первый год, но пока без видимого результата. В его основе – непримиримые позиции «рыночных демократий» и большой группы развивающихся стран. Первые настаивают на том, что существующие правила мировой торговли несправедливы, поскольку предполагают льготы и преференции для вторых, а также на том, что ВТО устарела и не способна генерировать правила торговли, соответствующие текущей ситуации.
А текущая ситуация такова, что ВТО, при всех нареканиях в ее адрес, регулирует до 97% всей мировой торговли. По прогнозам Секретариата ВТО, предполагаемый восстановительный рост объемов мировой торговли на выходе из пандемии в 2021 году составит 8%. При сохранении таких тенденций экспорт из Азии к концу 2021 г. будет на 10% превышать показатели 2019 г. Ожидается прирост в Азии (+5%) и Северной Америке (+7%), что свидетельствует о высокой степени устойчивости экономик данных регионов и положительном влиянии вовремя принятых стимулирующих мер. При этом, по мнению Гендиректора ВТО Н. Оконждо-Ивеала, неравномерные темпы восстановления усиливают риски введения протекционистских мер. Это может привести к нарушению производственно-сбытовых цепочек и крайне негативно сказаться на мировой экономике и торговле в целом.
Сама же ВТО, безусловно, нуждается в обновлении и реформировании. К наиболее серьезным вызовам, с которыми столкнулась организация, российские эксперты относят проблему развития и эффективности в условиях нового баланса сил, обусловленного резко возросшим влиянием новых индустриальных стран (Китай, Индия, Бразилия и др.) и в целом большой группы развивающихся стран; ослабление роли США в торговых переговорах; кризис системы принятия решений в ВТО в условиях значительно выросшего числа членов организации; как следствие предыдущего – серьезное замедление функции ВТО по генерированию новых правил мировой торговли.
Пока не ясно, какие идеи по поводу реформы ВТО везет с собой в Европу американский президент, но мы помним новый этап роста протекционизма после прихода к власти в США Дональда Трампа и готовность его администрации нарушать правила ВТО ради национальных интересов США. По сути, Трамп исповедовал ультимативный подход: либо ВТО меняет правила торговли и обмена технологиями в соответствии с американскими интересами, либо Соединенные Штаты будут игнорировать организацию, вплоть до ее фактического разрушения.
При этом Европейский Союз ранее выработал свою концепцию реформирования правил мировой торговли, которая не совпадала с радикальным американским подходом. А такой влиятельный в мировой торговле игрок, как Китай, в специальной Белой книге изложил свои подходы к реформе ВТО на основе сохранения центральной роли организации в мировой торговле.
Вывод очевиден: реформа правил мировой торговли – сложный и длительный процесс, затрагивающий подчас противоположные интересы разных групп стран. Не «кавалерийская атака» на ВТО со стороны США или G7, а согласование этих интересов, выработка их баланса – вот единственно приемлемый и реалистичный путь решения проблемы.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.