Согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282), стихотворения - общественное достояния и могут публиковаться в открытых источниках.
В день нашей страны чувство принадлежности к ней обостряется и хочется вникнуть в суть нашего менталитета и понять то, о чем писали поэты и критики. Предлагаю читателю обсудить несколько цитат из произведений о России наших знаменитых поэтов и критиков.
Не могу не обратить внимание, что разделение на сословие - это огромная беда России, и понятия "Москва - не Россия" или "Петербург - не Россия" не просто слова, а отражение нашей реальности.
Контраст между городской и деревенской жизнью Пушкин замечает еще в юном возрасте и в 1819 году он пишет стихотворение "Деревня", текст и название которого долго находилось под цензурой и полностью стихотворение было опубликовано только в 1826 году.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
А.С. Пушкин, "Деревня"
Безнадежность, нищета и рабство - вот основная тема его посыла. Усиливает чувство угнетенности строчка о юных девах, цветущих для бесчувственного злодея.
Но хорошо живет, в противоположность деревне, и цветет наша столица - Москва и мы чувствуем восторженное чувство в его другом произведении:
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(из Евгения Онегина)
Но не может не восхищать стойкость нашего народа! Сколько бед и войн он пережил, но духом крепок он. Гордость овладевает, читая стихотворение "Бородинская годовщина", ведь не сломила тяжелая участь войн нашу Русь. Тема армии и войны живет с нашей страной и по сей день.
Ваш бурный шум и хриплый крик
Смутили ль русского владыку?
Скажите, кто главой поник?
Кому венец: мечу иль крику?
Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали —
Смотрите ж: всё стоит она!
А.С. Пушкин, "Бородинская годовщина"
Стихотворение это интересно ещё и своим политическим подтекстом. Автор говорит нам, что слабость России, о котором и тогда говорили на Западе - это клевета:
Больной, расслабленный колосс?
Еще ли северная слава
Пустая притча, лживый сон?
Шестую часть земли, с названьем кратким - "Русь".
Бунтарь и хулиган, страдающий по потерянной старой и доброй Руси - Есенин Сергей.
В творчестве этого поэта невозможно не увидеть боль потери той его Родины, которую он видел в детстве. Революция уничтожила Русь имперскую и создала Русь советскую. Есенин принимает это как своеобразное предательство людей:
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать".
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Он тихо смиряется с тем, что люди приняли те перемены, которые произошли и не видит себя вместе с ними. Есенин часто разочаровывается в своем народе, любит и не понимает его, ругает за то, что людей пронизывает чувство злости по отношению друг к другу.
Все революции проходили в больших городах. Крестьяне, жившие в отдаленных деревнях, смогли осознать серьезность происходящего только во время Гражданской войны. И, как мы знаем, ему важно то, чтобы земля дала урожай. Власть была где-то далеко. Поэтому привычная жизнь и уклад деревни кардинально не изменился.
Автор в своих стихах скорее грустит о Родине, ностальгирует по родным местам и, в то же время, его юношеский максимализм несет в гущу событий, ведь он не может остаться в стороне, когда решается судьба его страны.
"Страны́, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками..."
Белинский Виссарион Григорьевич, как его называют, зеркало российской демократии, критик, писатель и публицист. Этого автора можно читать бесконечно. Он описал все процессы, происходящие в наше стране так, как будто живет сейчас. Его больно читать, осознавая то, что в нашей стране ничего не меняется. И власть использует одни и те же лозунги, оппозиция - одни и те же методы, а сознание людей настолько инертно, что не способно жить в стране без царя.
Вот выдержка из его письма:
... Поэтому Вы не заметили, что Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.
Зальцбрунн,
15-го июля н. с.
1847-го года.
Критик грешил страстью к праздной жизни, что сделало его личностью свободолюбивой. Та страсть и ненависть, с которой он писал о стране - это перенаправленная его агрессия от бессилия что-то исправить. Ему приписывают ненависть к России и к крестьянству. Возможно , истоки этого были в попытке что-то исправить в стране, в людях. Несмотря на то, что он говорил о спасении в науке, рационализме и просвещенности, он понимал, что полноценной это не сделает нашу жизнь. Душевность нашей Руси, о которой писал Есенин, патриотизм и терпимость, о чем говорил Пушкин - здесь надо искать истоки нашего менталитета и нашей лени.
Каждый наш человек чувствует Россию внутри. Мне кажется, что мы настолько чувствуем волю, насколько велики наши просторы. И есть в каждом из нас что-то больше денег, рациональности и науки: оно где-то рядом с душой, религией и Богом. Я думаю, что Есенинская Русь живет в каждом из нас.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Есенин.
С праздником. С днем России!