Найти тему
Максим Бутин

276. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО...

Die bürgerliche Gesellschaft — словосочетание, переводимое как «гражданское общество», для своего понимания требует учёта смысловых обертонов. Это также и «бюргерское общество», а ещё и «буржуазное общество» если угодно. В немецком туземный бюргер, французский буржуа и русский гражданин передаются одним словом. Если кто-то, по известной русской наивности, полагает, что гражданское общество — это общество граждан той или иной страны, того или иного государства — так это нелепая ошибка, иждивением которой уже которое десятилетие живут мудрые политологи, насаждающие за гранты гражданское общество в наших палестинах. Ведь имеется множество стран, та же Палестина к примеру, в которых большинство населения — граждане в подлинном юридическом смысле, а гражданского общества нет как нет. Да и зачем бы говорить специально о гражданском обществе, когда и так ясно, что общество составляют люди, граждане данной страны, а не скот, растения или минералы? Ведь не от животного же населения отличают совокупность людей, называя её гражданским обществом! А от чего же тогда? Отличают от государства, построенного на либералистских принципах: соблюдения формального закона, прав и свобод личной индивидуальности, защиты частной собственности. Там, где эти принципы приняты и соблюдаются, там имеется не только либеральное государство, но и гражданское общество. Ибо гражданское общество — общество частных собственников, утверждающих каждый свои права и свободы, и потому остро нуждающийся во всеобщем законе, который урегулирует возможные столкновения индивидуальностей друг с другом. Так вот гражданское общество — совокупность таких индивидуальностей, сплотившихся в борьбе за отстаивание прежних и завоевание новых прав и свобод. Борьба против кого? Против чего? Против государства. Ибо в стране, где правит индивидуальность, само государство вынужденно и неизбежно обособляется от населения и выступает как индивидуальность или корпорация индивидуальностей, преследующая свои цели, самое общее обындивидуаливается. Вот заставить корпорацию работать на свою всеобщую индивидуальность и есть цель гражданского общества.

Очевидно, там где личность формируется обществом не индивидуалистическая, а коллективистская, там может быть лишь подобие гражданского общества, некий (1) камуфляж или (2) гибрид, свойства которого ещё надо изучить, чтобы понять, на что он способен. Если такой гибрид или камуфляжный фантом формируется, то и государство им соответствует. Или (1) выступает мнимо-либеральным, насквозь фальшивым, в котором суть дела совершенно не совпадает с сопровождающей её словесностью. Или (2) защищает права и свободы некоторых индивидов, ну а некоторых — нет, не защищает. Защищать? Зачем?

Очевидно, там где личность вообще не формируется обществом, там и гражданское общество вообще невозможно. Как США построили многопартийную либеральную демократию с честными выборами в Ираке и Афганистане, все знают.

Защищая гражданское общество или стараясь его сформировать, подумайте сперва, в каком обществе вы собираетесь это делать.

2015.06.12.