Найти тему

Достали самокатчики! Крик души и немного ПДД

Почти в любом крупном городе в последние годы активно развивается прокат всяких средств передвижения. В Москве, например, активная «прокатная» история началась уже лет 7 назад с создания большого количества точек проката велосипедов. Точки эти в основном располагались в центре города, у некоторых станций метро и рядом с парковыми зонами.

Казалось бы – прекрасная задумка! И спортом позаниматься, и город посмотреть, и не вклиниваться на своей машине в мощный городской трафик.

Благодаря тому, что аренда стоила определенных денег, а не предоставлялась почти бесплатно, особого наплыва велосипедистов не наблюдалось: они просто были. Были, катались по городу, и почти всегда позвякивали в звоночек при приближении, и в принципе особо пешеходный поток не изменяли.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Через несколько лет по аналогии появились пункты проката самокатов у многих парковых зон. Но к тому моменту, мне кажется, самокат и так был у каждого ленивого. На любой аллее, в каждом парке, и дети, и взрослые – все внезапно перестали просто гулять, а стали «самокатчиками».

Одна из типовых точек проката самокатов (фото из свободного доступа)
Одна из типовых точек проката самокатов (фото из свободного доступа)

Подобный бум популярности самоката легко объясним, и вот почему:

1. Не требует особых навыков вождения. Согласитесь, на велосипеде необходимо уметь ездить, иначе велик шанс остаться с содранными коленями и локтями. На самокате же кататься проще в разы, наловчиться передвигаться можно буквально за полчаса и без излишнего травматизма.

2. Не требует особой физической подготовки. Велосипед – это мощный кардио-инструмент, который требует достаточный уровень выносливости. Самокат же доступен почти любому, начиная с самого малолетства. Кто из нас не видел совсем крошек, которые шустро гоняют на своих мини-самокатиках?

3. Малогабаритен. Многие модели самокатов складные, то есть их легко можно взять с собой куда угодно. А если уж и забыл дома, а покататься захотелось – то на каждом шагу можно было взять цветастый самокат напрокат.

Поэтому увидеть самокаты в аренду было ожидаемо. А потом наступила пандемия.

На какое-то время все замерли в самоизоляции, и началось нечто на самом деле удивительное. Курьеры, которых резко потребовалось в разы больше, пересели на все возможные виды транспорта, начиная с велосипедов времен молодости моей мамы и заканчивая электросамокатами и моноколесами. В те смутные дни ходьба по городу стала опаснее обычного: с одной стороны – масочный режим, с другой – бешено мчащиеся с горячей пиццей и бургерами курьеры на всем, что умеет двигаться.

Курьеры на улицах Москвы, Фото и3 свободного доступа.
Курьеры на улицах Москвы, Фото и3 свободного доступа.

С тех самых пор пешеходная жизнь изменилась бесповоротно. Курьеры так и не вернулись к пешему образу жизни, а бывшие самокатчики к лету пересели на еще более разрушительное средство передвижения – электросамокаты!

Сейчас среди точек аренды электросамокатов почти не найти обычные. То есть из определенной спортивной активности «самокатчество» превратилось в условную замену транспорта, а по факту – скоростное развлечение. Самокаты могут развивать скорость до 60 км/ч, что просто немыслимо в рамках пешеходных зон!

Точка аренды электросамокатов. Фото с просторов интернета
Точка аренды электросамокатов. Фото с просторов интернета

В самокатах ли проблема?

Конечно, нет, не в электросамокатах, а в культуре их использования. В людях проблема. Тротуары в первую очередь – для пешеходов. И точка. Никаких других трактовок.

"Культурная" парковка  прекрасного транспорта
"Культурная" парковка прекрасного транспорта

Безусловно, с точки зрения текущего законодательства все, кто передвигается на велосипедах и иже с ними – также считаются пешеходами, но с определенными оговорками, о них я еще скажу.

Я, как пешеход, устала уворачиваться на тротуаре от тех, кто передвигается на электросамокатах, велосипедах и прочих устройствах. Такие гонщики зачастую даже не думают притормаживать при сближении с пешеходом, а просто пытаются объехать, причем по абсолютно непредсказуемой траектории. Многие «отправляют» всех самокатчиков на немногочисленные велодорожки, однако разве кто-то учитывает, что на них также действует ограничение скорости? Велосипедные дорожки в городе также являются зоной с ограничением скоростного режима в 20 км/ч. И пока за этим не будет контроля, то никто и никогда не станет соблюдать подобные правила, ведь с ветерком кататься интереснее, верно?

Самое страшное явление - когда на электросамокат забираются двое взрослых людей и мчат на всей скорости! Впервые я с таким явлением столкнулась во время поездки в Санкт-Петербург. Я несколько раз чуть не была сбита такими вот влюбленными парочками. Это какая-то современная романтика? На самокате покатать? Серьезно?

Современные ухаживания
Современные ухаживания

Если приравнять самокаты к велосипедам по правилам использования, то вот как на самом деле расставляются приоритеты:

1. Родной средой для велосипедистов будут велополосы, велодорожки, велопешеходные дорожки – это первая по приоритету зона для их передвижения.

2. Отсутствие описанной выше велоинфраструктуры или невозможность двигаться по ней (ПДД не расшифровывают, что под этим подразумевается) отправляет велосипедиста на территорию машин – проезжую часть (ПЧ), а точнее, на её правый край. На ПЧ можно также переместиться при ширине велосипеда или перевозимого груза более 1 метра, либо при движении в колонне. ПЧ — вторая по приоритету зона для движения на велосипеде.

3. Следующая по приоритету – обочина. Она выручит, если по правому краю ПЧ тоже невозможно двигаться.

4. И только в последнюю очередь велосипедисту допустимо использовать тротуар и пешеходные дорожки. Но лишь в случае, если не создаются помехи пешеходам. Иначе придётся самому стать пешеходом, ведя велосипед рядом с собой. Также ехать по тротуару можно для сопровождения велосипедиста-ребёнка в возрасте до 14 лет или перевозки (на специальном сиденье, в велоколяске или в прицепе) ребёнка до 7 лет.

Изображение предоставлено сайтом https://velopiter.spb.ru/
Изображение предоставлено сайтом https://velopiter.spb.ru/

Так почему же всюду и везде мы видим взрослых, передвигающихся по тротуару на неведомых устройствах с дикой скоростью?

Я искренне считаю, что давным-давно пора вводить экзамены на права для тех, кто хочет передвигаться по городу на скоростях, превышающих 20 км/ч, а также присваивать любым транспортным средствам номера.

Уже бывали случаи, когда электросамокатчики сбивали людей. Как выследить того, кто является участником движения без каких-то опознавательных знаков? Как обезопасить себя, будучи обычным пешеходом в своей законной пешеходной зоне?

Решение простое:

1. Всем велосипедам/самокатам и т.д. присваивать номера и регистрировать.

2. Всем желающим передвигаться иметь при себе права соответствующей категории.

3. Фиксировать на камеры не только нарушения ПДД со стороны авто, то и со стороны водителей всех подобных средств.

Только так, на мой взгляд, можно добиться соблюдения порядка на тротуарах. Все эти вопросы нашему обществу еще предстоит решить и сформировать подходящую законодательную базу. Но даже сегодня каждый из нас может повлиять на ситуацию. Наша свобода делать то, что нам хочется, заканчивается там, где начинается свобода другого. Свобода безопасно ходить по тротуарам.

А как вы думаете? Стоит ли что-то менять?

Информация о ПДД любезно предоставлена данным сайтом.

Подписывайтесь, вскоре будет много новых непопулярных мнений на популярные темы.

#самокаты #город #электросамокат #непопулярное мнение #пдд