Найти тему
Две Войны

Стрелял и орал: «Я вам сейчас дам сдавайся, я вам сейчас дам!»- каким был последний бой группы спецназа ГРУ

Оглавление

21 февраля 2000 года стал самым мрачным днём для спецназа ГРУ. Тогда в Чечне, у села Харсеной, разом были уничтожены боевиками сразу три разведгруппы – 25 бойцов. В живых осталось всего двое.

Спустя годы подробности этого трагического инцидента рассказали непосредственный участник событий, старший сержант Антон Филиппов (один из оставшихся в живых разведчиков), а также майор спецподразделения ФСИН «Тайфун» Николай Евтух.

Филиппов получил очень тяжелое ранение. Поэтому Антона боевики приняли за убитого. А он был в сознании и видел, как гибли его товарищи. После боя, террористы занялись сбором оружия и других трофеев. Второй выживший спецназовец был контужен и получил три пули, но скатился вниз, под гору, где в итоге потерял сознание.

Накануне рокового выхода спецназовцев фотографировала репортёр Наталья Медведева. Фото в свободном доступе.
Накануне рокового выхода спецназовцев фотографировала репортёр Наталья Медведева. Фото в свободном доступе.

Что спецназовцы делали у Харсеноя

Задача трёх разведгрупп состояла в том, чтобы контролировать маршрут движения основной колонны мотострелковых подразделений, удерживая высоты и обеспечивая их прикрытие.

Разведчики неделю перемещались по горам исключительно пешком. 21 февраля три разведгруппы соединились: связи у них уже почти не было – сели и основные, и запасные батареи. К 12-ти часам дня к Харсеною должно было подойти пехотное подразделение, со связью и продуктами, и на этом миссия разведчиков завершалась. Но мотострелки запаздывали, хотя их приближающуюся бронетехнику уже было слышно.

Спецназовцы к началу нападения на них находились в расслабленном состоянии и отдыхали на поляне: ещё полчасика – и придёт колонна, мотания по горам закончатся. Не спали, но у большинства бойцов оружие стояло в сторонке, в «пирамиде-ёлочке».

Солдаты на привале. Фото Натальи Медведевой.
Солдаты на привале. Фото Натальи Медведевой.

Расплата за беспечность

«Конечно, мы сами виноваты – расслабились. 8 дней по горам ходили, устали, –рассказывает Антон Филиппов, – обстрел сразу начался очень плотный: ударили из гранатомётов и огнемётов, а потом – из автоматов. Мы залегли кто где. У меня лично, кроме трёх гранат, ничего не было – автомат так и остался стоять в пирамиде. Я бросил куда-то гранаты, и моя оборона на этом закончилась».

Но те, кто был с оружием, быстро пришли в себя и стали отстреливаться. «Дольше всех стрелял кто-то из наших из пулемёта, – вспоминает Филиппов, – чеченцы выкрикивали: «Русский ванька, сдавайся». А он стрелял и приговаривал, как заведённый: «Я вам сейчас дам сдавайся, я вам сейчас дам…» Потом и его убили».

Антон Филиппов прибыл в Чечню всего около месяца назад, 17 января, и для него это была первая командировка. «Прокручивая» воспоминания, он полагает, что, если бы раненым потерял сознание, то захрипел бы – и его бы тоже добили. А так – он оставался в сознании «на адреналине», несмотря на сильную боль.

Фото Натальи Медведевой.
Фото Натальи Медведевой.

По его словам, боевики быстро собрали всё оружие, особенно радуясь найденным пистолетам Стечкина, обшарили погибших в поисках чего-то ценного. У самого Филиппова чеченец снял с руки часы и приподнял его голову за ухо: нет ли золотой цепочки? Но Антон носил крестик на простой нитке, и это его, возможно спасло: «и так всё болит, а если бы рванул цепочку – не смог бы я дальше убитым прикидываться».

В шоковом состоянии, он так и находился в сознании ещё четыре часа – пока его не подобрали, не сделали несколько обезболивающих уколов и не погрузили в вертолёт. Несмотря на тяжёлые ранения, Филиппов смог восстановиться и продолжил службу в родной 2-й бригаде спецназа ГРУ (в/ч 64044, г. Псков).

Николай Евтух. Фото в свободном доступе.
Николай Евтух. Фото в свободном доступе.

Офицер спецподразделения ФСИН «Тайфун» Николай Евтух был в числе тех, кто прибыл на место инцидента после боя, когда боевики уже скрылись с трофеями. Он отметил:

«Ясно, что позиция у разведчиков была невыгодной: они внизу на поляне сели. А боевики их с высоты атаковали. Да и расслабились они чересчур. Но у человека силы ведь не безграничны. Он может эффективно работать на выходе 3 дня. А потом начинает уставать: тяжесть снаряжения, холод, постоянный недосып. А разведчики ходили 8 дней. И не осмотрели вокруг то место, на котором расположились. Слышали, что наша бронетехника урчит рядом. Кажется, уже всё, пришли. А расслабляться можно только дома».

Как бы там ни было, русские солдаты не подумали сдаваться, и сражались до последнего. Даже в самой безвыходной ситуации.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм и 👉 сайт. Пишите своё мнение!

Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, в чём была главная ошибка русских спецназовцев?

🔵 Как украинские военные повторили ошибку немецкого Вермахта, и попали в окружение под Иловайском