Музыканты Helloween зарыли топоры войны в землю, а взаимные претензии отсортировали и разложили по полочкам, чтобы в новом образе вернутся с одним из лучших альбомов в своей карьере. Но насколько им хватит этой внезапно вспыхнувшей взаимной любви?
В мире пауэр-метала возвращение Кая Хансена и Михаэля Киске в Helloween произвело такой же эффект, как поцелуи Алана Ланкастера и Джона Коглана с другими членами «Неистовой четверки» из Status Quo, или принятие в лоно Iron Maiden блудных Брюса Дикинсона и Адриана Смита, или даже взорвавший интернет реюнион «цеппелинов» на стадионе O2 Arena. Эта новость наделала шума в стане музыкальных критиков и породила ожесточенные споры.
Группу Helloween собрали в Гамбурге в 1984 году гитарист / вокалист Кай Хансен, гитарист Майкл Вейкат, басист Маркус Гросскопф и барабанщик Инго Швихтенберг. Спустя 12 месяцев к ним присоединился вокалист Михаэль Киске, но их время по-настоящему пришло только в 1987 году с выходом первой части альбома Keeper Of The Seven Keys.
Через два года разразилась словесная война, после которой Хансен ушел, чтобы основать пауэр-металлическую группу Gamma Ray. Несмотря на последовавшее следом увольнение Киске и приход Энди Дериса, а также расставание с Швихтенбергом из-за его проблем с наркотиками и подорванного ими психического здоровья, Helloween и Gamma Ray параллельными путями сделали себе комфортную, хотя и не всегда ровную карьеру.
Пять лет назад было объявлено о возвращении Хансена и Киске, которые воссоединились в составе группы Pumpkins United, куда также вошли Вейкат, Гросскопф, Дерис, нынешний гитарист Саша Герстнер, играющий с ними с 2002 года, и барабанщик с 16-летним стажем Дэни Лёбл. После успешного мирового турне Pumpkins United решили записать совместный альбом. Теперь он наконец-то выходит в свет под маркой Helloween.
«Чтобы это произошло, пришлось сильно постараться», — начинает рассказ Кай Хансен. — «Каждый раз, когда Gamma Ray выступали на одной сцене с Helloween, мы выпивали немного пива, и я чувствовал, что будет очень печально, если мы так и не сделаем что-нибудь вместе, пока не слишком состаримся. То, что у нас получалось, звучало слишком хорошо, чтобы его игнорировать».
Перед выходом альбома Helloween журналу Classic Rock удалось пооткровенничать с возвращающимся в родные пенаты Хансеном и тем, который никогда их не покидал — Михаэлем Вейкатом. Вейкат (или Вейке, как его чаще всего называют) — интересный парень со специфическим чувством юмора. В разговоре он часто использует артикль «the», когда говорит о коллегах по группе, например, «Зе Дерис» и «Зе Саша». В свою очередь, у Хансена, напротив, более сдержанная манера разговора, хотя слова его порой звучат очень категорично.
«Кай был сторонником этой идеи, и она многократно обсуждалась до того, как все это произошло», — говорит Вейкат. — «Реализовать ее в жизнь помог Hellish Rock [тур 2007 года, в котором Gamma Ray были «специальными гостями» Helloween]».
Незадолго до этого Вейкат и Хансен заключили перемирие по итогам длительных переговоров в баре на концерте UFO в Гамбурге. Впрочем, сегодня Вейкат утверждает, что эта встреча ничему не помогла, а падкие на сенсации репортеры выдали желаемое за действительное. Гораздо более эффективным целителем для старых отношений оказалось время.
«Я всегда обращал внимание на то, что делали Helloween, и между двумя группами существовала здоровая конкуренция», — признается Хансен. — «Когда я покидал Helloween, у нас с Вейке имелись некоторые проблемы в отношениях. Он был счастлив, что я ушел, потому что я стоял у него на пути, но время похоронило эти чувства. Мы с ним очень разные люди, но я всегда уважал Вейке как музыканта. Парень — гений, он пишет отличную музыку. Через какое-то время мне стало не хватать наших споров и того, что создавалось в результате них».
Возвращение в группу столь же волевого и неуступчивого Киске остается еще одним огромным вопросительным знаком. Во-первых, он никогда не был 100-процентным поклонником метала, после увольнения из Helloween он баловался различными направлениями классического рока. В 2000 году его позвали поработать с супергруппой Avantasia, записывающей хэви-метал-оперы. В конечном итоге именно это привело его к мысли вернуться в Helloween.
«Он стал в некотором роде отшельником и ушел от живой музыки, особенно метала», — говорит Хансен. — «Но затем Тоби [Саммет] пригласил его на гастроли с Avantasia. Я тоже там был, и мы много говорили о прошлом и перспективах на будущее. В результате я решил присоединиться к [группе Киске] Unisonic [в 2011 году]».
«Михаэль стал совсем другим парнем», — считает Вейкат. — «В нем проснулось чувство милосердия. Раньше он, как и я, был упертым мужиком, который никогда ничего никому не спускал. Пообщавшись, мы пришли к выводу, что ни один из нас уже не сможет причинить вреда другому, и между нами возникло чувство доверия».
Тем не менее, существует опасность появления «синдрома основного вокалиста», который в рок-тусовке хорошо известен, но еще недостаточно хорошо изучен. А поскольку за микрофон в Helloween теперь одновременно будут спорить Киске, Дерис и Хансен, то в группе может возникнуть уникальный тройной сценарий конфликта.
«Ничего подобного не происходит, чему я даже слегка удивлен, — утверждает Вейкат. — «Помогает то, что у нас эффективная команда менеджеров, которая знает сильные и слабые черты характера каждого. При необходимости обращаемся к ним. Жаль, что этой возможности у нас не было раньше».
В Helloween не только несколько певцов. Трудно представить мир и согласие в группе, где из семи музыкантов — сразу три гитариста претендуют на роль главного маэстро. На это счет есть даже английская поговорка: «Чем больше поваров, тем хуже бульон».
«У нас одинаковые любимые немецкие приколы и словечки», — подчеркивает Вейкат. — «Конечно, бывают моменты, когда нас становится слишком много, но пока все работает нормально. В Leatherwolf — три гитариста, также, как и в Iron Maiden».
«Во многих группах есть один вожак, а остальные просто следуют за ним. У Helloween есть несколько альфа-самцов, и это, конечно, может вызвать проблемы, но, к счастью, теперь мы все стали старше и мудрее», — отмечает Хансен.
Когда Classic Rock поинтересовался, как сейчас группа распределяет партии гитарных соло, в ответ прозвучал классический вейкизм. «Мы с Хансеном устроили театр марионеток», — отвечает Вайкат с невозмутимым лицом. — «А для Саши не составляет проблем играть ритм, оставаясь на заднем плане».
А насчет амбиций каждого из них?
«На данный момент это меньшая из проблем. Все повзрослели», — уверяет он. — «Мы, конечно, никогда не повзрослеем окончательно, но если сейчас кто-то учинит истерику, все остальные дружно осудят его за такое поведение. Пока у нас не возникало ни одной из тех ситуаций, что часто случались раньше».
Хансен поясняет, что участники сбросили весь багаж старых проблем еще до того, как нажали кнопку «пуск»: «Ветераны группы обсудили прошлые разногласия между собой, потому что некоторые спорные вопросы требовали решения на берегу».
Однако для Хансена восторг и радость от возвращения в Helloween были окрашены грустью. «Я согласился продолжить работу с Helloween со слезами на глазах», — говорит он. — «Мне было грустно уходить из Gamma Ray, но мне пришлось принять это трудное решение».
История нынешней реинкарнации Helloween (и создания нового альбома группы) началась с первого концерта Pumpkins United, который состоялся в мексиканском Монтеррее в 2017 году.
«Мы много репетировали, но… чувак, мы едва не наделали в штаны со страху», — хихикает Хансен. — «Первый концерт любого турне всегда идет не по плану. И я не забуду то чувство одобрения и счастья, которое исходило от этой южноамериканской аудитории. Мы начинали это дело, еще не зная, что произойдет, и сможем ли мы не переубивать друг друга в конце вечера, но стало очевидно, что мы способны хорошо ладить».
Успех первого шоу в новом составе поставил их перед вопросом: записывать ли альбом с составом Pumpkins или вернутся к тому, что было в их карьере раньше?
Последовавшее за этим мировое турне, которое включало в себя эффектное выступление в лондонской Brixton Academy, было встречено очень тепло, и Helloween осознали, что пришло время повышать ставки. Они утверждают, что оказываемое на группу давление стало для них стимулом. Может быть, даже вызовом. Началась работа над новым альбомом, в которую с готовностью включились Хансен и Киске.
«Будучи Мистером Суперкритичность я раздражаю себя и всех вокруг, поэтому нет никаких сомнений, что напряжение витало в воздухе», — рассказывает Хансен. — «У нас тут сразу несколько сочинителей песен, и все они слегка различаются по стилю. Как собрать все воедино, и не стать похожими на гребаный бродячий оркестр?»
Участникам Helloween удалось избежать этого, внеся в получившийся материал оттенки каждого этапа карьеры группы. «О да, но это произошло на уровне интуиции», — утверждает Вейкат. — «Мы долго мучились над тем, включать ли на новый диск балладу [в конечном итоге ее решили оставить для следующего альбома], а окончательный порядок песен на альбоме на самом деле выбирал Маркус Штайгер, босс нашей звукозаписывающей компании, который полноценно участвовал в процессе».
Авторство песен распределено почти поровну, в их создании участвовали Вейкат, Хансен, Энди Дерис, Саша Герстнер и Маркус Гросскопф. Процесс был плодотворным.
«Из нас с Дерисом хлынула лавина идей, — улыбается Вейкат. — «Мы обсуждали замену куска одной из песен и вдруг — «бац!» А вот еще идея! Они как будто были посланы нам с небес. Когда все поделились тем, что у них было, стало ясно, что у нас выйдет потрясающий альбом».
Вейке признает, что чувствовал напряжение во время работы в студии (с продюсером Чарли Бауэрфайндом и звукорежиссером Деннисом Уордом), но добавляет, что это было позитивное напряжение. «Было много глупых шуток и взрывов хохота, зачастую в самые ответственные моменты».
В качестве прекрасного символического отсылки Лёбл записал свои партии ударных, играя на оригинальной установке Инго Швихтенберга. «Это было довольно напряженный момент, потому что мы бы хотели, чтобы там сидел Инго», — говорит Хансен. — «Но в ходе тура все согласились, что именно так должна выглядеть новая конфигурация Helloween».
Группа где-то откопала винтажную аппаратуру, в том числе старые колонки Marshall, которые в последний раз использовали во время записи их полноформатного дебюта Walls Of Jericho в 1985 году, и усилитель Vox AC30, работавший на сессии Better Than Raw 1998 года. «Мы использовали оборудование старой школы, но очень современные технологии, чтобы заполучить лучшее из обоих миров», — с гордостью говорит Хансен.
На альбоме Helloween много скрытых деталей. Каждое повторное прослушивание открывает что-то новое... «Это сделано намеренно», — с улыбкой говорит Вейкат. — «Ради этих волшебных моментов нам пришлось очень сильно потрудиться. Это было похоже на провидение, как будто существовала какая-то божественная сила, которая вела нас вперед».
Удивительно, но 12-минутная финальная композиция Skyfall попала на альбом в самый последний момент. Группа считала, что диск уже готов, когда Хансен рассказал им про свой эпический опус на инопланетную тематику, который отсылает к творчеству Дэвиду Боуи.
«Когда я работал над Skyfall, я вообще не думал о нем, но потом я показал демо продюсеру, и он сказал: «Мне нравится эта вещь в стиле Майора Тома», — рассказывает Хансен. — «Приятно, когда тебя сравнивают с кем-то настолько фантастически талантливым».
Пропасть между личностями Вейката и Хансена подчеркивается реакцией каждого из них на первое прослушивание законченного альбома, который длится почти 65 минут.
«Я испытал чувство настоящего облегчения», — говорит Вейкат. — «Но еще и чувство гордости. Большой гордости».
«Честно говоря, поначалу я был не в силах его слушать», — признается Хансен. — «Мне не нравился то звук, то сведение. Но постепенно я нашел некоторую правильную дистанцию. И теперь я доволен, что на альбоме нет ни следа стереотипного современного продакшна; мы не хотели звучать как все».
У обоих также разнятся ответы на вопрос, сможет ли альбом побудить меломанов, не принадлежащих к числу поклонников Helloween, стать таковыми.
«Очень может быть», — оптимистично заявляет Вейкат. — «Это один из самых сильных альбомов, которые мы когда-либо записывали. Мы добились того, чтобы стать классической хэви-металлической группой, но теперь она чертовски сильно заматерела».
«Я не могу сказать ничего определенного. История может пойти по всякому», — в свою очередь, пожимает плечами Хансен. — «Может быть, у нас появятся новые поклонники, но, возможно, новая пластинка лишь отпугнет тех, кому нравятся «Кипперы», и ничего более».
Тем не менее, с этого момента Pumpkins Reunited официально становятся Helloween. «Мы будем вместе вечно», — прогнозирует Вейкат. — «Это наиболее подходящее для нас занятие».
Альбом Helloween выходит 18 июня на лейбле Nuclear Blast. Концерты нового состава группы в рамках европейского турне пройдут в Санкт-Петербурге (19 мая) и Москве (22 мая) в 2022 году.
Текст: Дэйв Линг. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock 289 (июль 2021).