Вот многие любители техники вечно ноют, что в новой камере не завезли матричную стабилизацию. И из-за этого тушка сразу переходит в разряд «неудачных».
Но нужна ли эта стабилизация на матрице и какая она вообще бывает?
Давайте разберемся.
Цифровая стабилизация
Самый простой вид стабилизации, требующий лишь программные алгоритмы.
Во время съёмки картинка перемещается по матрице, гася тем самым колебания и тряску. При этом изображение с матрицы снимается с кропом.
При этом большую амплитуду движений такая система не сможет компенсировать, поэтому только на неё не стоит рассчитывать.
Но небольшие колебания она вполне способна сгладить. Так что снимать с рук на неё вполне можно. Главное — не динамичные сцены.
Оптическая стабилизация
Уже понятно из названия, что тут вся работа по стабилизации картинки происходит на объектив.
Внутри объектива находится специальный модуль с оптическим элементом, который в процессе съёмки определяет колебания вашего сетапа и сдвигает оптический элемент.
Такую систему хорошо применять в том случае, если у вас нет матричной системы или вы используете длиннофокусные стёкла.
Матричная стабилизация
Стабилизация на матрице позволяет гасить движения и наклоны вверх-вниз, повороты по часовой стрелке и против.
Последнего, кстати, нет в оптической стабилизации.
Правда, если если у вас есть стекла с оптической стабилизацией, то вы можете использовать матричный и оптический стаб вместе. Но пока что, эта функция доступна только в некоторых камерах от Sony, Olympus и Panasonic.
К минусам данной системы можно отнести работу с длиннофокусной оптикой.
На фокусных расстояниях больше 100 мм матричной стабилизации приходится совершать быстрые движения, чтобы погасить тряску, из-за чего картинка может выглядеть неестественно и появятся артефакты.
Такая система хорошо подойдёт для съёмки с рук, если у вас нет электронного или механического стабилизатора.
Механические и электронные стабилизаторы
Самый любимый способ стабилизации картинки в кинопроизводстве.
Основные плюсы данных систем в том, что вы сможете сделать плавной картинку на любой камере, независимо от производителя и функционала.
В отличие от своих электронных собратьев, механические стабилизаторы не нужно питать от аккумуляторов, а значит, он не сядет в середине смены.
Так же механические стабы более грузоподъёмные, но при этом их тяжелее настраивать.
С электронными всё проще. Вам легче стабилизировать на них камеру, даже если не до конца сбалансировали её на стедикаме. Но в этом случае моторы будут работать на пределе, что может вызвать шум в моторах, их перегрев и, соответственно, скорый выход из строя.
И тот, и тот способ стабилизации отличного подойдёт для съёмки движущихся объектов или динамичных сцен.
Стабилизация на посте
Та же электронная стабилизация но уже не в камере, а в монтажной программе.
Из плюсов системы — хорошо убирает маленькую шевелёнку в отснятом материале, чтобы ещё больше сгладить картинку.
Но вот сложные сцены с сильной тряской такой стабилизатор точно не выдержит.
Используя любую из этих систем помните, что ни одна из них не является универсальной и имеет свои недостатки.
Идеально стабилизированная картинка получится при съёмке со штатива. Правда, если его не уронить вместе с вашей камерой.
Поэтому подбираете систему стабилизации под задачу.