Найти тему
Казусы образования

Три простых и эффективных способа повысить за лето грамотность

Ф. Решетников. Переэкзаменовка
Ф. Решетников. Переэкзаменовка

Сто лет назад в нашей стране боролись с неграмотностью, а теперь царит другая беда – повальная безграмотность.

Читать книги нынче не в моде, в приоритете – интернет, где особо не заморачиваются ни с правописанием слов, ни с пунктуацией. Указывать на ошибки считается дурным тоном (сразу обзовут «граммар-наци», и это в лучшем случае). В результате массовая безграмотность растет как снежный ком.

Если вы не хотите, чтобы вы или ваши дети были частью этой постыдной безграмотной армии, то попробуйте воспользоваться такими способами борьбы с ошибками:

1) Настольные игры с буквами: «Эрудит», «Словодел» и тому подобные (аналоги английской старинной игры «Скраббл). В игровой набор входит поле и костяшки с буквами. Сначала все игроки вслепую берут по семь костяшек. Затем по очереди игроки составляют из костяшек слова по правилам кроссворда: каждое новое слово должно пересекаться с уже составленным по горизонтали или по вертикали. Все буквы имеют свою цену: часто встречающиеся типа А или О стоят одно очко, а редкие, например, Ъ - десять. После своего хода игрок считает, на сколько очков «потянуло» его слово, а потом добирает буквы из оставшихся костяшек до семи. Выигрывает тот игрок, который набрал наибольшее количество очков.

Кстати, можно обойтись и без покупки настольной игры, достаточно лишь раздать каждому игроку по листу бумаги и по ручке. Затем выбирается любое длинное слово (например, гидроэлектростанция, машиностроение и т.д.). Из букв, входящих в основное слово, нужно придумать как можно больше слов. Кто из игроков больше слов составит – тот выиграл. При сомнениях иногда приходится обращаться к орфографическому словарю.

2) Домашние диктанты. Этот способ мы встречали в рассказах и повестях советских детских писателей (Николай Носов, Анатолий Алексин и др.). Там дети на летних каникулах писали под диктовку разные тексты. Очень помогало подтянуть правописание даже безнадежным двоечникам.

3) Переписывание текстов. Если диктовать некому, то подойдет старинный действенный способ – переписывание книг. Надо взять тетрадь, ручку, книгу, а затем садиться и переписывать из нее как можно больше. Что важно: книга должна быть старого издания (лучше всего советских лет). В те годы в печатных изданиях не было ошибок. В современных книгах они, увы, иногда попадаются (а про газеты и журналы и говорить не приходится). Переписывать надо медленно, проговаривая каждое слово по слогам. В этом случае задействуется и визуальная, и кинестетическая память: школьник автоматически запоминает написание слов, не заучивая никаких правил. За месяц-два трудолюбивый ученик может поднять грамотность на порядок.

Ну и конечно, стараться как можно больше читать! Доказано, что люди, обладающие так называемой врожденной грамотностью, с детства не расстаются с книгой.