Найти тему
Петербург и не только

Как Ленинград дал старт полёту Гагарина.

4 октября 1957 года состоялся запуск первого в истории искусственного спутника земли. 12 апреля 1961 года на орбиту был запущен управляемый космический аппарат, пилотируемый Ю.А. Гагариным - первым космонавтом Земли. Это были важнейшие вехи в истории освоения космоса и крупные научно - технические достижения СССР. Запуски космических аппаратов производились с космодрома Байконур, который сейчас находится на территории современного Казахстана, а тогда был частью Советского Союза. Разработкой Р-7 – ракетоносителя, который позволял достигнуть первой космической скорости ранним советским орбитальным аппаратам, занималось ОКБ-1, расположенное в подмосковном городе, носящим ныне имя С.П. Королёва. На базе этого же КБ велись разработки выводимых в космос спутников. Все написанное выше широко известно, причём же здесь Ленинград?

В СССР изучением реактивного движения начали заниматься сразу по окончании гражданской войны. В 1921 году в Москве была создана научно-исследовательская и опытно-конструкторская - лаборатория при главном артиллерийском управлении рабоче-крестьянской Красной армии. Следующий этап её деятельности связан уже с Ленинградом, куда она была переведена в 1927 году. В 1928 году это научное учреждение сменило название и стало именоваться Газодинамической лабораторией (ГДЛ), разместившись в здании адмиралтейства между Невой и Александровским садом. Но там размещалась не вся лаборатория, испытательные стенды и мастерские в период с 1932 по 1933 год находились в стенах Иоановского равелина Петропавловской крепости, которая расположена на острове Заячий. В Газодинамической лаборатории «…проводились испытания первого в мире электротермического ракетного двигателя и первых советских жидкостных ракетных двигателей» - сообщает нам многократно переизданный путеводитель по Петропавловке. Под руководством В. П. Глушко, ставшим основоположником советского двигателестроения на жидком топливе, их разработкой занималось особое подразделение ГДЛ. Годы спустя этот человек станет главным конструктором при разработке двигателей для ракеты Р-7. Таким образом, в стенах Иоановского равелина были заложены основы реактивного двигателестроения Советского союза.

Отец основатель советской космической программы С.П. Королёв посещал стены Газодинамической лаборатории в 1932-1933 годах для ознакомления с результатами её работы. Впоследствии С.П. Королёв станет главным конструктором целого ряда ракет, в том числе тяжёлой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая была не только основой советских сил ядерного сдерживания в 60-е годы, но и вывела на орбиту первые космические аппараты.

Обмен опытом не прошёл даром, в 1933 году Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) и королёвская Группа по изучению реактивного движения (ГИРД) были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Он в свою очередь продолжил исследования, которые стали основой для осуществления космических полетов. Но это уже следующая, не Ленинградская история.

Но о существование ГДЛ в Ленинграде не было забыто. На территории Петропавловской крепости, в тех самых помещениях, где в 1932-1933годах размещались испытательные стенды и мастерские, в 1973 году была открыта постоянная экспозиция: «К истории советского ракетостроения». Через 40 лет ракетные двигатели вернулись в Иоановский равелин в качестве музейных экспонатов и как напоминание о вкладе этого места в дело покорения космических просторов. Сейчас музей носит имя одного из ключевых сотрудников и руководителя особого подразделения ГДЛ В. П. Глушко, что вполне заслужено. Сейчас экспозиция называется «Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко», она периодически пополняется новыми экспонатами, повествуя о новых и не очень достижениях нашей страны на пути изучения звёздных просторов.

Многие годы существует традиция отмечания дня космонавтики – 12 апреля у стен Петропавловской крепости, соревнованием юных моделистов-ракетостроителей. Участники соревнования, под руководством взрослых, по очереди запускают свои модели ракет, собранные из лёгких материалов, в воздух при помощи небольших, но все же реактивных двигателей. Может за кем - то из этих детей будущее Российского ракетостроения?

Если понравилась статья подписывайтесь на канал, ставьте лайки.