Меня зовут Егор Сенников и я очень люблю странные, загадочные и необычные истории из прошлого - далекого и не очень (об этом я выпускаю целый подкаст "Синий Бархат"). Сегодня расскажу о том, как одно берлинское здание, построенное еврейскими коммерсантами под универмаг, постоянно меняло хозяев, было штаб-квартирой Гитлерюгенда и руководства коммунистической Германии, а в итоге вписалось и в новые времена.
Удивительными и захватывающими бывают не только человеческие судьбы. Иногда и с обычными домами может произойти что-то совершенно невообразимое - такое, что даже скупое перечисление основных вех в их истории может оказаться поувлекательнее некоторых романов. Дом, о котором мы будем говорить сегодня, как раз из таких.
Универмаг и мечты
Этот дом существует и поныне - он находится в Берлине на Торштрассе, 1 - в знаменитом районе Пренцлауэр-Берг, на углу Пренцлауэр-аллее, неподалеку от знаменитой берлинской площади Александер-плац. Мрачноватое и тяжеловатое здание было построено в 1928 году. Участок под дом был приобретен немецким предпринимателем еврейского происхождения Германом Голлубером; принадлежавшая ему компания Jonass & Co., GmbH занималась доставкой часов по почте и была в бизнесе уже не одно десятилетие - с самого конца 1880-х годов. До покупки Голлубером земельный участок принадлежал 1-му гвардейскому гренадерскому полку имени императора Александра (полк носил имя русского императора Александра I) - здесь располагался полковой манеж.
Голлубер вместе с партнером Галле замыслил построить здесь центральный универмаг своей компании. Проект здания был подготовлен архитекторами Густавом Бауэром и Зигфридом Фридлендером (оба архитектора также были евреями) в стиле Новой Вещественности. Массивное и внушающее уважение здание было построено довольно быстро. Первые два этажа универмага были облицованы натуральным камнем, всего в здании было пять этажей (плюс мансарда с рестораном); общая площадь составляла более 15 000 м². В универмаге велась бойкая торговля - покупать можно было в том числе и в рассрочку, а не только вносить всю сумму сразу.
Но радость Голлубера и Галле была недолгой. В 1933 году в Германии к власти пришли нацисты, которые с самого начала не скрывали своей ненависти к евреям в целом - и к еврейскому бизнесу в частности. Бизнесмены пытались как-то договориться с властями - например, ввели в руководство компании “арийцев”, надеясь таким образом защититься от возможных нападок. Но все было тщетно. И Галле, и Голлуберу пришлось покинуть бизнес, продать его “арийской” компании и бежать из страны. Голлубер умер в 1939 году в Нью-Йорке, следы Галле теряются.
Вместо торговых рядов - кабинеты нацистов
Новые владельцы недолго размышляли о том, что делать с доставшимся им зданием. Универмаги в целом в Германии в ту пору считались заведениями “еврейскими” - даже если они уже не принадлежали им - сам формат такой торговли нацистов не устраивал. Компания стала продавать товары в другом здании - на Александер-плац, - а бывший универмаг был немного перестроен и сдан в аренду НСДАП - правящей нацистской партии. Вскоре в него въехало ведомство по делам имперской молодёжи и штаб Гитлерюгенда. Руководил им Артур Аксман - после войны ему сильно повезло и после непродолжительного тюремного заключения он вышел на свободу и занялся бизнесом в ФРГ.
“В последние дни Гитлера (Hitler), Аксман был среди тех, кто находился в Фюрербункере. 30 апреля 1945 года, как раз перед тем, как покончить с собой, Гитлер подписал разрешение оставить бункер и 1 мая, через день после самоубийства фюрера, Аксман вместе с доктором Людвигом Штумпфеггером (Ludwig Stumpfegger) и Мартином Борманом (Martin Bormann) покинули бункер, попытавшись вырваться из советского окружения. Их группе удалось перебраться через реку Шпрее, после чего они двинулись по железнодорожным путям к Лертскому вокзалу (был разрушен в конце войны и ныне на его месте находится Центральный вокзал Берлина). Борман и Штумпфеггер считали, что далее нужно идти к станции Штеттинер. Аксман же, имея другое мнение, решил в одиночку отправиться в противоположном направлении, оставив двух своих компаньонов”.
В 1942 году НСДАП надоело арендовать здание и оно выкупило его у компании целиком. Но владело оно им недолго - уже в 1945 году, незадолго до падения Берлина и конца войны, в здание вернулся универмаг. Впрочем, этот период продлился совсем недолго - в мае 1945 года компания была национализирована и ликвидирована советским властями, оккупировавшими восточную часть Германию.
Бывший универмаг, бывшая штаб-квартира Гитлерюгенда - что же судьба приготовила зданию дальше?
Вступают коммунисты
Неожиданный поворот, но с лета 1945 года здание было передано для использования Центральным комитетом Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) - правящим в ГДР коммунистам. Здание получило новое имя - теперь оно стало Домом единства и одной из резиденций ЦК. До переезда в новое здание Центрального комитета на Вердершен Маркт дом был сердцем политической власти в ГДР, здесь собиралось Политбюро и находился офис председателя партии Вальтера Ульбрихта и президента ГДР Вильгельма Пика. Пик, бывший плотник, даже уже когда стал руководителем государства, держал в своем кабинете рабочие инструменты - рубанок, стамеску, молоток, дрель, плоскогубцы и многое другое. Интересно, что кабинет Пика был сохранен и после его смерти - в качестве мемориала и музея.
Затем ЦК всё же переехало и в здании разместился Институт марксизма-ленинизма. Здесь хранился исторический архив Компарти Германии и центральный партийный архив СЕПГ, здесь изучали историю немецкого и международного рабочего движения и «классиков марксизма-ленинизма», готовили полное издание Маркса-Энгельса в конце 1960-х годов.
И снова капитализм
А затем в Берлине вновь все начало меняться. Берлинская стена пала, ГДР перестала существовать и институт марксизма-ленинизма стал никому ненужным. Документы отправили в архив и сделали публичными. А здание вновь стало бесхозным - всю первую половину 1990-х оно пустовало.
В 1996 году представители наследников изначальных владельцев здания вернули его себе в собственность. Сначала они думали превратить в отель, потом склонялись к тому, чтобы сделать его штаб-квартирой берлинской жилищной ассоциации или превратить в бизнес-центр. Но все эти идеи не нашли поддержке среди инвесторов, поэтому наследники выставили его на продажу. Вновь!
Прошло почти ещё одно десятилетие, пока здание не было приобретено немецко-британской группой инвесторов Cresco Capital. Цена оказалась довольно скромной - всего 9 миллионов евро. Здание довольно серьезно реконструировали и перестроили, сделав представительством британского частного клуба Soho House в Берлине - помимо клуба здесь разместился отель, ресторан и арт-резиденции для артистов, писателей, художников (исторический кабинет Вильгельма Пика, кстати, был сохранен). В клубе часто бывают знаменитости - Джордж Клуни был на открытии, Мадонна прожила здесь больше недели, а Хью Грант праздновал день рождения.
Прошли десятилетия и массивное здание на Торштрассе не раз сменило хозяев и судьбу - и продолжает оставаться важной точкой на карте Берлине. Интересно представить, сколько всего видели стены этого здания - и что ждёт его впереди. Ведья наверняка приключения дома ещё не закончились.