Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково считается одним из лучших образцов русской архитектуры конца XVIII века. Ее сравнивают с замком Спящей красавицы, с Ласточкиным гнездом в Ялте, с парижским Нотр-Дам де Пари. И все это неспроста — храм, облицованный белым камнем, уникален по своей архитектуре и совсем не похож на другие подмосковные соборы.
В усадебном селе Быково исстари стояла деревянная церковь в честь Рождества Христова. Впервые она упоминается в 1619 г.
В 1704 г. на месте обветшавшего храма была построена и освящена каменная Рождественская церковь с колокольней. А уже в 1780 г., овдовевший владелец села тайный советник М.М.Измайлов, в память об усопшей супруги задумал возвести на месте прежнего, большой двухэтажный храм с приделом. В 1788 г. храм освятили.
Верхний этаж - храм возведенный в честь Владимирской иконы Божией Матери; и нижний - Христорождественский, расположенный в подклете. Внешние стены были украшены круглыми барельефными медальонами с изображением четы Измайловых, чего на русских храмах нигде более не встречается. В каждом из них — не стареющий образ молодой женщины в светском декольтированном платье и мужчины, показанного молодым, зрелым, средних лет и старцем. Все барельефы были утрачены, кроме одного.
В 1937 г. церковь закрыли, с куполов сбили кресты, сбросили колокола; драгоценные иконы, церковные книги и утварь разграбили, многое сожгли. В оскверненном и поруганном здании церкви, выдающемся памятнике архитектуры XVIII в., расположилась швейная фабрика, а позднее — склад управления кинофикации. Долгое время уникальный храм стоял в запустении заколоченным.
В 1989 году храм вновь был возвращен верующим.
Владимирская церковь Пережила все невзгоды и сегодня стала еще прекраснее.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы, Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот.
Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
Строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет.
Во-первых, освящать его упорно отказывалась православная церковь в лице Патриарха Адриана. Выстроенный храм был очень необычным, совсем не похожим на православные храмы и не соответствовал церковным канонам. Украшенный в стиле барокко на европейский манер, он напоминал католические храмы, именно поэтому православная церковь и принимала его «в штыки».
Кроме того, освящение храма князь Голицын намеревался провести в присутствии государя, а в те годы Петр I, занятый военными походами, в Москве почти не появлялся. Лишь в феврале 1704 года, отвоевав у шведов Восточную Прибалтику, Петр с царевичем Алексеем и придворными прибыл в усадьбу Голицына. К тому времени царь провел церковную реформу, Патриарх Адриан скончался и митрополит Стефан все же освятил храм.
Советский период в истории храма оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.
Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.
В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
Знаменский храм в Дубровицах могли разрушить трижды. Сначала мародерствующие французы во время Отечественной войны 1812 года. Затем советская власть в послереволюционные годы, но тогда разрушили только колокольню. В 1941 году во время наступления фашистов на Москву на крыше Знаменского храма установили пулемет. По мере продвижения немцев советские военные, отступая, взрывали важнейшие стратегические объекты. Дубровицкая церковь тоже значилась в списках на уничтожение, ее даже заминировали, но долго тянули с исполнением приказа. А затем началось наступление советской армии.
Пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, храм выстоял. В октябре 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение.
А, что же общего у этих столь не похожих архитектурных памятников. Во первых, доподлинно неизвестны ни авторы этих шедевров, ни мастера. А во вторых, при строительстве этих храмов использовался подмосковный известняк, именуемый «мячковским белым камнем» или «подольским мрамором».
Если статья понравилась, ставьте лайки подписывайтесь на канал задавайте вопросы в комментариях.