Как исследователь в области этнографии, задал обыкновенному прохожему вопрос: какую характеристику Вы дадите русскому человеку? В ответ услышал всего несколько слов, что русский - это лодырь, пьяница и вор! После такой сжатой и колоритной характеристики возникло естественное желание провести социологическое исследование. Не имея официальных ресурсов для него, привожу на суд авторское представление о том, соответствует носитель русской национальности и в какой мере столь одиозной оценке.
Материалы социологического опроса
Малыша спрашивают, что означает слово «русский», и как ты относишься к русскому человеку, в ответ смех или молчание.
На вопрос молодому и старшему поколению, справедливо ли называть русского человека лодырем, пьяницей и вором, следует вполне осознанный и дифференцированный ответ.
Далеко не все согласны с обвинением, что русские являются бездельниками, и в ответ приводятся убедительные аргументы строительства социализма под «марш энтузиастов» в первые пятилетки, восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны, трудовые достижения в поднятии целины, освоении богатств Сибири.
По отношению к «пьяницам» респонденты разделились: часть относится резко негативно, ссылаясь на огромный вред, приносимый любителями «заложить за воротник» семье и обществу, опрашиваемые, в основном из числа коллег по этому делу, были вполне благосклонны, не осуждать же самих себя!
В оценке русского кличкой «вор» мнения также были не однозначными. Самый общий ответ был таков: русский человек не пройдет мимо того, что «плохо лежит», по возможности запустит руку в государственный карман, в частный кошелек лазают специалисты. Энтузиазм тех и других сдерживает опасность ответить перед законом.
Авторские комментарии
О русском - лодыре. Жизненный девиз лодыря: «Где бы не работать, лишь бы не работать». Слово «лодырь» ассоциировалось с именем немецкого врача Лодера, который лечил от ожирения русскую аристократию длительными пробежками по дорожкам парка. Смотревшие на эти занятия остроумные зеваки прозвали их «гонять лодыря», увековечив имя тренера на века, так как выражение «лодырь» широко вошло в употребление.
Объекты для прибыльного бизнеса деловой немец мог найти в жизни, фольклоре, художественной литературе.
Располневшие дамы старались скрывать свои упитанные телеса под пышными платьями, отвлекающими светскими разговорами, уединением от общества. Показательно поведение императрицы Елизаветы Петровны, любившей такие платья, с возрастом располневшей и утратившей былую красоту, редко появлявшейся в обществе. Однако, красота - великая сила, а здоровье и желание продлить жизнь пересилят все другие потребности, валили на прием к сердобольному немцу русские толстушки.
Надежда получить задарма, образ Иванушки-бездельника находят отражение в «Сказке о рыбаке и золотой рыбке», где мифическая рыбка выполняет желания отпустившего его на свободу рыбака, то же самое делает щука в повести «Емеля-дурачок». Классический портрет ленивого русского человека представлен в романе А.Гончарова героем уходящего в прошлое дворянского гнезда Ильи Обломова. Любовь к еде и сну являет типичные черты образа жизни под наименованием «обломовщина». В безмятежном режиме день проходит размеренно от утреннего чая и кофе к обеду, от обеда к ужину, затем ко сну и вновь повторяется по наезженному кругу. Бездеятельность полностью затягивает героя в свой особый смысл жизни, отвергает все попытки инженера Штольца сделать его полезным для общества, обрывает надежду обрести семейное счастье с некогда любимой женщиной.
Кличка «лодырь» дает некоторое объяснение вопросу, почему по уровню жизни населения Россия находится на 90 месте из 142 стран в международном рейтинге на 2021 год. Жизненный уровень определяется созданной трудом прибавочной стоимости, измеряемой количеством и качеством произведенного товара и потребительских услуг. Политика советского и постсоветского руководства постоянно твердит, что основная цель государства состоит в повышении благосостояния народа. На призыв будем жить лучше, народ трудится, а воз и ныне там, если не сказать, что попятился назад в снижении зарплаты, повышении цен на самые нужные товары, платы за обучение и медицинские услуги. Китайцы всегда славились трудолюбием и неприхотливостью, не случайно их приглашали на строительство дорог и в сельское хозяйство. За несколько послевоенных десятилетий Китай из нищей страны превратился в сверхмощную державу, поддающую под зад чопорным США. Отсюда очевидный вывод: для того, чтобы подняться на более высокий уровень жизни, надо трудиться «как китайцы», а не довольствоваться высокопарными лозунгами о великих достижениях. Необходимо также задуматься о социальной справедливости в распределении произведенного продукта в России, где олигархический капитал зашкаливает все разумные пределы, по диспропорции между богатыми страна занимает первое место в международном рейтинге.
Лежит-лежит мужик, почесывается, пока гром не грянет, а грянет, начинает он долго запрягать и так поедет, что мало не покажется ни самому себе, ни врагам. Таков сложенный из поговорок алгоритм русской жизни - не верите, проверьте по отечественной истории.
О русском - пьянице. Пьянство на Руси культивировалось испокон веков по многим причинам и обстоятельствам. Пили с радости и горя, из уважения друг друга и просто так, от нечего делать (чаще всего), с подобострастием и без всякого сочувствия. Иностранцами увлечение зельем в «дикой стране» издавна ставилось вровень с лютыми холодами, бродячими по улицам медведями, в нашем отечестве считалось национальным бедствием, но и не бесполезным для государства. Еще со времен Ивана Грозного было осознано, что монопольная торговля алкоголем может приносить государевой казне огромные барыши, поэтому царским указом бабу, вытаскивающую мужика из кабака, для воспитания следовало ощутимо наказывать. В западноевропейских странах любителей «заложить за воротник» было еще поболе, чем на Руси святой. На рисунке («Всеобщий русский календарь» за 1910 год) показано, что Россия по количеству потребляемого зелья на душу населения не впереди, а позади «планеты всей».
Во многих странах мира радикальным мероприятием по борьбе с пьянством считается введение и практическое применение «сухого закона». Как и любое юридическое вмешательство в общественную жизнь, принятие данного «закона» оказалось актом противоречивым: благой замысел ликвидации социального зла сопровождается повсеместной легальной продажей спиртного зелья и сохранением питейных заведений, дающих в совокупности солидный доход в государственный бюджет.
Одной из первых стран, резко ограничивших продажу алкоголя, была Швеция. За ней последовали Исландия и Норвегия, где народ тоже выпить не «дурак». В Финляндии сохраняется строгое ограничение на производство и продажу алкогольного зелья. Наши северные соседи, известные любители «заложить за воротник», приезжая туристами и деловыми людьми в Россию, с избытком компенсируют лимиты спиртного в своем государстве.
В советской стране за борьбу с пьянством власти взялись очень серьезно, усмотрев в нем злостное наследие прошлого. Первая антиалкогольная кампания началась с приказа Петроградского реввоенсовета от 8 ноября 1917 года, в котором говорилось: «впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков». Особого распоряжения пришлось ждать недолго, так как законы сами по себе, а наполнять почти пустой бюджет солидными сборами от реализации спиртного необходимо, и в 1923 году правительство издает постановление о производстве и продаже «проклятого зелья», и оно исполняется с известными нарушениями. В период довоенных пятилеток народу, с энтузиазмом поднявшемуся на строительство новой жизни, было не «выпивона». В Отечественную войну боевой дух поднимался наркомовскими ста граммами, но в целом спаивание населения строго наказывалось.
Антиалкогольная кампания 1958 года возобновила наступление на пьянство и торговлю спиртным. Продажа водки запрещалась в местах общественного питания, вблизи промышленных предприятий, учебных заведений, на территориях массовых гуляний. Но алкоголизация общества, подогреваемая радостью от победы над германцем, успехами в труде по строительству развитого социализма, неотложными проблемами в повседневной жизни, неуклонно продолжалась, как и борьба с ней. Лозунг «Пьянству бой» соперничает с призывом «Вперед к победе коммунизма».
До полной победы над пьянством так же далеко, как успешно слетать на Марс, однако трудности не исключают, что проблема когда-нибудь будет, если и не решена практически до конца, серьезно снята из общественной жизни.
О русском - воре. Если по поводу поголовного пьянства в России наворочено много лжи, оправдываться в пристрастии русского человека прибрать к рукам то, что «плохо лежит» будет не просто. В дореволюционной России кличка «вор» была настолько широко принята в обращение, что ею маркировали всех преступников от нищего до боярина, государственных бунтарей Стеньки Разина и Емельки Пугачева. Мотивацию и психологию воровства понимает и может как-то объяснить практически каждый, но почему преуспел здесь русский?
Во-первых, ответ упирается в другую трудность: почему в России изготовление запоров с незапамятных времен стало национальной потребностью, а в Финляндии, до массового заезда сюда русских туристов, о производстве замков вообще не задумывались, двери закрывали на щеколду или просто палочку.
Во-вторых, не только русский соблазнится на воровство, не устоит перед ним и иностранный гражданин, если почувствует отсутствие наказания. Воровство наследуется людьми еще от животных предков и первобытных племен в качестве добычи, к приобретению которой достаточно приложить только «ловкость рук», и не надо никакого мошенничества. Воровство есть явление интернациональное, по силе выражения зависимое от особенностей национального характера.
Воровство существует в скрытой и открытой формах. Все виды хищений, от карманного до огромных сумм взяточничества и коррупции никогда не выставляются «на публику», за исключением показной демонстрации исключительного богатства олигархов, не без помощи хорошо оплачиваемого за услуги телевидения. Статистика показывает, что в России таких «скрытых» от наказания и прославляемых воров государственного масштаба становится с каждым годом больше, следовательно, возрастает и национальный престиж воровства. От продажи газа за рубеж баснословные дивиденды гребут «герои» России пузыри-олигархи Миллеры, Усмановы и иже с ними прихлебатели из народного котла. Руководители государства во главе с президентом и премьер-министром с воодушевлением докладывают населению об огромных поступлениях в государственный бюджет, и мало делятся сообщениями о суммах на лечение тяжелобольных детей. Грустить не надо, Россия - щедрая душа, призыв к сердобольным гражданам пожертвовать на доброе дело, остается надежным выходом из положения.
Искренних меценатов в России единицы, нищих - миллионы, но не забывается и пословица «где тонко, там и рвется».
Имеются особенности отношения к воровству, исключающие его в качестве национального приоритета. Цыгане отличались любовью к лошадям, при любой возможности воровали их и сурово наказывались мужиками, вплоть до убийства. На Кавказе существует нелепый обычай воровать невест, абсолютно несовместимый с психологией русского человека.