Подвижные игры — наиболее приемлемая форма физических упражнений. Они могут быть направлены как на совершенствование координации движений, быстроты реакции, общефизического развития, так и на коррекцию нарушений функций органов и систем. Например, приводятся упражнения, применимые при заболеваниях носоглотки, дыхательной системы. Важным является вопрос о времени и форме проведения упражнений. По — видимому, можно предложить следующую цикличность физической активности:
-Ежедневная гимнастика по утрам 5-7 минут.
-Проведение 15 — 20-минутного комплекса игровых упражнений через день или, что предпочтительнее, ежедневно.
-Включение оздоравливающих подвижных игр прогулки.
-Проведение на протяжении дня отдельных упражнений, например на мышцы кистей рук, дыхательные и т. д., 2 — 5 раз в течение дня. При правильном подборе режима и видов оздоровительных упражнений достигается поддержание на протяжении дня оптимального нервно — психического и физического тонуса и ле — чебно-профилактического воздействия на органы и системы организма.
Группа упражнений, рекомендуемая при болезнях носа и горла
Задачи: восстановление носового дыхания, улучшение местного и мозгового кровообращения, тренировка дыхательной мускулатуры.
"Пузыри". В стакан или бутылку вставляют соломку, емкость можно наполнить водой, содовым раствором или отварами лекарственных трав. Детям объясняют, что нужно сделать глубокий вдох и делать выдох в соломку, чтобы получилось долгое булькание.
"Шарик". Дети "надувают шары", широко разводят руки в стороны и, глубоко вздохнув, выдувают воздух в "шарик" — ффф…, медленно соединяя ладони под "шариком". Вдруг "шарик" лопается, дети хлопают в ладоши, из "шарика" выходит воздух — шшш… Повторить упражнение несколько раз.
"Тачка". Дети делятся на пары, из каждой пары один ребенок захватывает щиколотки ног другого, по сигналу пары начинают двигаться, причем дети, находящиеся впереди, двигаются на руках.
Сделать у стенки стойку на руках. Имитация движений собак, лягушек, бабочек и т. д. в играх.
Задачи: восстановление психоэмоционального тонуса, координация функциональной активности органов и систем.
"Чья лошадка быстрее". Дети садятся на стулья, держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны лошадки (машины), по сигналу они начинают наматывать шнурки на палочки, притягивая лошадок. В дополнение к упражнению можно научить детей щелкать языком или выделить отдельную игру "Всадники".
Игры при отставании в психомоторном развитии часто болеющих детей
Задачи: формирование психических и моторных функций, нормализация мышечного тонуса, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение сопротивляемости организма, повышение эмоционального тонуса.
"Кто дальше и выше". Воспитатель бросает детям мяч и просит их возвращать его, кидая дальше и выше. "Наседка и цыплята". " Гуси-лебеди".