В начале июня в Санкт-Петербурге установилась исключительно жаркая погода. Температура поднялась до 25 градусов, а на солнце — может и больше. К чему это…Петербургский международный экономический форум или в просторечии ПМЭФ в текущем году запомнится рядом знаковых событий. И не только массовым лежанием на полу по команде известного блогера, чему сложно найти рациональное объяснение. Не менее ярко отметились высшие финансовые чиновники, которые в некотором смысле даже затмили эпатажную выходку тиктокера. Нет никто не лежал, не прыгал, не был одет в что-нибудь вызывающее или отличился бы как-то внешним видом. С виду было все пристойно и буднично. Но вот выступления чиновников в какой-то степени дали фору блогерским выходкам. Им бы такое в голову не пришло: представлять текущую ситуацию не исходя из окружающей действительности, а как наступивший позитивный с их точки зрения образ будущего. То есть в их понимании это прекрасное завтра уже наступило и они борются с негативными последствиями этого благоденствия, которое, как известно, никогда не бывает безоблачным. Иногда, конечно, и блогеры злоупотребляют такими приемами. Но от серьезных людей и опытнейших профессионалов такое вряд ли можно было ожидать.
Конечно, есть повод позлословить на эту тему, но не ставя такой цели просто обратимся к фактам. Уважаемый Министр финансов А. Силуанов не моргнув глазом заявил, что в случае, если мы (в смысле государство и правительство) продолжат рост расходов, то получим перегрев. А далее добавил (и тут внимание!): «Элементы перегрева уже видны — высокая инфляция». Точка. Насчет высокой инфляции вопрос спорный. Что считать высокой? С чем сравнивать? По сравнению с 2006г., например, когда инфляция была 9%, то текущие 5,5% за апрель вроде и не много. В апреле 2006г. кстати инфляция тоже была выше, чем в среднем по году — 9,7%. Но тогда это не мешало показать рост ВВП по году в 6,7%. А сейчас ЦБ ожидает всего 0,8 - 0,9% за 1 кв. То есть повышенная инфляция может и не так уж и плохо, если сравнивать текущую ситуацию с удачными в принципе для экономики и благосостояния населения годами в прошлом. Но где министр нашел «элементы перегрева». То есть где перегрев? Чуть начала инфляция (причем сезонная) реагировать на активизацию спроса (в том числе из-за кредитования), то все. Перегрев. Это как будто у больного начал организм сопротивляться болезни - чуть поднялась температура. А ему доктора от правительства не дают больше лекарств, а то иммунитет сильно укрепиться. Оставим министра с его перегревом.
Перейдем к главе ЦБ, которая нашла не только перегрев, но и спираль. Эльвира Сахипзадовна отметила, то инфляционные ожидания находятся на многолетнем максимуме. В связи с этим, активизация потребительской активности из-за опасения ускорения роста цен могут привести к усилению проблемы инфляции. Здесь она и увидела разворачивание инфляционной спирали, которую центробанк, конечно, не может допустить. При этом она сама признала наличие дефицита предложения товаров и услуг. Возникает резонный вопрос — как можно стимулировать производство повышая ставки и не является ли это повышение ставок давлением не только на спрос, но и производителя, который вынужден будет и далее повышать цены чтобы расплатиться по подорожавшим кредитам. Очень странно не видеть такую связь. Своего рода финал температурной тематики подвела вице-премьер В. Абрамченко, которая ожидает притока климатических мигрантов в связи с тем, что климат на территории других государств станет слишком жарким и, в том числе, возможно затопление прибрежных территорий. В случае реализации данного прогноза и с учетом степени концентрации населения Российской Федерации в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге лучше и не представлять до каких размеров может вырасти московский мегаполис.
Оставив аудиторию форума в размышлениях на тему картины происходящего в стране и в мире в представлениях чиновников все-таки можно подвести грустные наблюдения. Прежде всего, мантра о безусловном благе низкой и даже подавленной инфляции является препятствием в формировании у правительства сколь-нибудь вменяемой экономической политики. В данном случае имеется в виду политики, направленной на стимулирование роста экономики и, в конечном счете, уровня жизни населения. Политика экономии и сдерживания расходов к такому точно не приведет. И когда чиновники говорят о возврате налогово-бюджетной политики к доковидному уровню то представляют ситуацию так, как будто был кардинальный рост расходов против доходов. Однако это верно отчасти. Если по прошлому году действительно наблюдался дефицит Федерального бюджета почти в 4 трлн. руб., то в 1 кв. 2021г. был зафиксирован уже профицит в 200 млрд. руб., что почти в два раза больше, чем за 1 кв. прошлого года. То есть государство получило больше от других субъектов экономики, чем дало им.
Слишком опасаясь роста инфляции, принимаются преждевременные меры по купированию роста цен, которые на самом деле могут в долгосрочной перспективе стать фактором поддержки этого самого роста. Подавив высокими ставками неоклемавшихся от пандемии производителей товаров и услуг вряд ли стоит ожидать роста производства и стабилизации цен. Стоит отметить отсутствие восприятия в целом удачного мирового опыта. ФРС США строит политику из долгосрочного представления об инфляции и допускает краткосрочные ее всплески. У нас же вывод высокой инфляции был сделан даже не по первому кварталу, а уже по первым месяцам, которые, как известно, являются месяцами высокого сезонного роста цен. К лету продуктовая инфляция снижается и видимо это будет представлено в качестве результата принимаемых мер кредитно-денежной политики (КДП).
Главный вывод, который напрашивается из неустойчивых показателей российской экономики с начала года, - финансовые власти форсировали принятие мер по ужесточению КДП, а не сыграли на опережение. Никаких показаний об устойчивом восстановлении основных макроэкономических параметров, собственно, как и о долгосрочном росте инфляции, пока нет. А как будут поступать в случае возврата к снижению экономики? Манипулировать ставкой как регулирование громкости у радиоприемника или регулирование температуры воды в кране, подкручивая ручки с горячей и холодной водой? Если хотели укрепить рубль для снижения инфляции, то зачем палить из всех орудий: цены на нефть более чем комфортны и нет необходимости прибегать к манипулированию ставкой. Все эти эксперименты не очень полезны для экономической системы. Экономика инертна, долго адаптируется к финансовым условиям, ей нужна предсказуемость налоговых, кредитных режимов на хоть сколько-нибудь серьезный период времени. А представлять ситуацию как в анекдоте про поезд («Стой, раз-два») означает слишком поверхностный подход к экономике и процессам в ней. Конечно было бы неплохо, если бы наши чиновники, отвечающие за экономическую и финансовую политику, внимательней смотрели бы на опыт своих зарубежных коллег. Делали бы не только критические выводы, но и признавали свои ошибки. А форсированное повышение ставок — это экономическая ошибка, в том числе с точки зрения опыта других стран. И проще признать эту ошибку, а не придумывать ее разнообразные оправдания.