Найти тему
depeche

Электронная музыка. С чего всё начиналось и к чему пришло

Электронная музыка, как отдельный специфический жанр, появилась во второй половине ХХ века. Создаются произведения данного направления с помощью электромузыкальных инструментов и компьютера.

В период с 1920-го по 1930-е годы было создано достаточно много электронных инструментов и первых композиций для них. Хочется упомянуть советского изобретателя, а также инженера-электромеханика и музыканта Льва Сергеевича Терме́на. Он создал один из первых электронных инструментов, название которого «терменвокс». После изобретения терменвокса в скором времени появились и первые сочинения для электронных инструментов.

Лев Термен играет на терменвоксе
Лев Термен играет на терменвоксе

В 1951 году французская радиовещательная компания (RDF) открыла первую студию для производства электронной музыки. Вслед за французской студией по всему миру начали открываться подобные студии звукозаписи.

В 1951 году Колумбийский Университет приобрёл магнитофон — профессиональный аппарат магнитной записи американской фирмы Ампекс, чтобы записывать концерты.

Владимиру Усачевскому, работавшему на факультете музыки в Колумбийском университете, поручили отвечать за новый магнитофон, и он практически сразу же приступил к экспериментам по записи музыки.

Так открылся Принстон-центр электроакустической музыки Колумбийского университета. В 1959 году, получив грант Рокфеллера, центр был открыт официально. Основателями центра являются Владимир Усачевский и Отто Люэнинг.

Австралийские учёные Тревор Пирси и Мастон Бирд изобрели и построили CSIRAC — одну из первых цифровых ЭВМ.

CSIRAC в Мельбурнском музее
CSIRAC в Мельбурнском музее

Важным событием для мировой электронной музыки стало открытие трёх студий: студии «Фонолоджия» в Милане; студии в здании японской телерадиовещательной компании NHK; студии компании Филипс в голландском городе Эйндховене (в 1960 году эта студия была перенесена в Утрехтский университет и переименована в Институт изучения звука).


В 1957 году инженер Макс Мэтьюс, работая в компании Bell, создал программу MUSIC — первую компьютерную программу синтеза звука.

М. Мэтьюс
М. Мэтьюс

1960-е годы были плодотворными для электронной музыки. Успехов достигли многие начинающие музыканты — технология синтеза звука стала более доступной, так как в свободной продаже появились первые синтезаторы.

К этому времени сформировалось и достаточно развилось сообщество композиторов и музыкантов, работающих с новыми звуками и с новыми инструментами.

В 1963 году появился первый синтезатор, автором которого был инженер и изобретатель Дональд Бучла.

Дон Бучла
Дон Бучла

С 1960-го по 1970-й годы электронная музыка становилась всё более популярна. Популярность данный жанр начал получать, благодаря таким исполнителям, как Can, Popol Vuh, Клауса Шульце, а также с помощью групп Tangerine Dream, Organisation, Kraftwerk, Cluster, Neu!. Вдохновением для создания треков послужили впечатления после прослушивания спейс-рока и психоделического рока. Основная идея заключалась в использовании электроники как нового выразительного средства, способного вызывать в воображении сюрреалистические образы.

К началу 1980-х годов установились три основных направления в развитии электроники, а именно:

  1. Инструментальная музыка, использующая электромузыкальные инструменты для создания протяжённых пьес на «космическую» тематику. Лидеры этого течения — Tangerine Dream, Вангелис.
  2. Фоновая «музыка окружающей среды», лишённая чёткого ритма и определённой мелодии, получившая название «эмбиент». Автором этого определения стал Брайн Ино, который по праву считается основателем стиля.
  3. «Песенные» формы электронной музыки (синти-поп, электро-поп, техно-поп), отличающиеся чётким, механистичным танцевальным ритмом, демонстративной искусственностью звука, использованием вокала , минимализмом. Главным представителем данного стиля стала группа Kraftwerk. С приходом новой волны данное направление получило широкое распространение и популярность, выдвинув на большую сцену группу Depeche Mode и множество их коллег по жанру Pet Shop Boys, Гэри Ньюман, OMD, The Human League, Ultravox и других.
Depeche Mode
Depeche Mode

На волне успеха первопроходцев выросли многие музыкальные коллективы, обогатившие электронную музыку новыми идеями. «New Age» попал под влияние электронной музыки.

Мастерством создания лирических электронных мелодий блеснул японец Китаро. Свою лепту в развитие популярного синтезаторного стиля внесли поляк Марек Билиньский и восточногерманская группа Pond, венгр Ласло Бенкё, болгарин Симо Лазаров, югослав Миха Краль; а в СССР — Михаил Чекалин, Янис Лусенс и группа Зодиак, Гедрюс Купрявичюс и группа Арго, Эдуард Артемьев, Свен Грюнберг, Лепо Сумера, Vadim Ganzha и дуэт электронной музыки «Новая коллекция» (Игорь Кезля и Андрей Моргунов).

Мощную ритмичную музыку с танцевальными мотивами играют Laserdance и Koto.

Laserdance
Laserdance

Но наиболее разнообразными подстилями обладает техно-музыка. Идеи группы Kraftwerk были отлично восприняты в диджейских клубах, и на поверхность из клубного андеграунда постепенно вышел новый стиль техно, в котором ритм и эффекты ставятся на первое место. Мелодия не обязательна, так как цель подобной музыки — достижение технотронного экстаза. Поэтому не случайно на различных рейвах использовались химические стимуляторы для усиления эффекта такие, как экстази или MDMA.

Kraftwerk
Kraftwerk

Также существуют и более музыкальные варианты техно. При соединении техно и эмбиента зародился стиль IDM — серьёзная техно-музыка, открытая к экспериментам. Её исполняют Orb, Autechre, Aphex Twin. Лидерами «психоделического транса» являются Juno Reactor и Astral Projection. И, наконец, соединяя электронную и рок-музыку, получился «техно-индастриал», представители которого являются Skinny Puppy, Front Line Assembly, Front 242.

Танцевальная электронная музыка, включающая в себя такие направления, как техно, электро, драм-н-бейс, хаус и транс, постепенно становится лидером среди других направлений электронной музыки. Электронная танцевальная музыка создавалась электронными музыкантами, первоочередной целью которых было предоставление композиций для исполнения их DJ.

Типичными представителями данной культуры являются: Robert Miles, Moby, Tiesto, Paul Van Dyk, BT, ATB, Paul Oakenfold, Armin van Buuren и Above and Beyond. Но электронную танцевальную музыку часто можно встретить и в формате полноценного музыкального альбома, как, например, «Пульс 1» и «512 КБАЙТ» от российской электронной музыки Андрея Родионова и Бориса Тихомирова.

Начало XXI века для электронной музыки ознаменовано стремлением к единству через бесконечное многообразие форм. Чистые стили остались лишь в теории. На практике почти любое произведение содержит в себе элементы очень многих направлений.

Многие техно-музыканты постигали электронную музыку на шедеврах основателей жанра, а теперь уже сами основатели включают в свои произведения идеи современных исполнителей. Так, техно, транс, эмбиент и индастриал переплелись воедино в альбомах Delerium, System 7 и Synaesthesia.

Синтез тяжёлого альтернативного панк-рока и техно представляют Velvet Acid Christ и Wumpscut.

Также, стоить отметить таких современных DJ, как Roudeep, KastomariN, Deep Koliis, Tebra, Astrix, Landikhan, ISOTERKANO и так далее.

Несмотря на всё многообразие различных направлений электронной музыки, можно смело утверждать, что в скором времени будут появляться и другие более любопытные. Множество подстилей электронной музыки, весьма хорошо сказываются на популярности электронного направления, так как на каждого слушателя найдется своё личное направление, а то и несколько.