Найти тему
СловоЗА \ SlovoZA

Космические туристы Джеффа Безоса и многоразовые ракеты

Космонавт Федор Юрчихин и бывший глава пресс-службы «Роскосмоса» Сергей Горбунов — о космическом туризме и конкуренции в отрасли.

Безос
Безос
20 июля пройдет первый в истории человечества суборбитальный полет: его организует компания Джеффа Безоса (Amazon) Blue Origin. Сам Безос будет одним из шести пассажиров, а еще одно кресло разыграют в конкурсе, результаты которого станут известны 12 июня. Подано 5,2 тыс. заявок из 136 стран; максимальная предложенная сумма за возможность взглянуть на Землю из окна корабля — $2,8 млн. А в 2022 году суборбитальный полет организует компания Virgin Galactic, уже продавшая 600 билетов по цене $250 тыс. каждый.
Насколько прибыльным может быть космический туризм? Способен ли он помочь в развитии космической отрасли? И чем Россия готова ответить Западу? Вот что говорят об этом летчик-космонавт и Герой России Федор Юрчихин и бывший глава пресс-службы «Роскосмоса» Сергей Горбунов.

- Американцы опять нас опередили. Не пора ли всерьез обеспокоиться?

- (Сергей Горбунов)- Беспокоиться надо было лет 10–15 назад. Впрочем, суборбитальные полеты — не тот рынок, из-за которого стоит слишком волноваться: цена за то, чтобы 5 минут поглазеть на космос, слишком высока, желающих вряд ли сыщется много.

Даже американская компания Space Adventures, уже отправившая в космос восемь туристов и давно занимающаяся разработкой суборбитальных полетов (у нее есть полномасштабный макет корабля, разработанный с ОКБ им. В. М. Мясищева), пока не заявляла о дате первого полета. Значит, Безос прорвался в лидеры явно вопреки законам бизнеса, то есть потратив больше, чем рассчитывает заработать.

Задумано у него, что и говорить, с размахом: я видел фото корабля — окна величиной с лобовое стекло машины, есть куда глазеть туристам.

Да и к следующему старту корабль окажется готов уже через 2 часа после приземления — было бы кого везти. Недаром Space Adventures сосредоточена в основном на организации длительного космического туризма, возможного выхода туристов в открытый космос. На декабрь уже намечен полет японского бизнесмена в сопровождении видеооператора.

Федор Юрчихин: В последние годы действительно все чаще и чаще приходят новости из США о подготовке к суборбитальным полетам. Не забудем и об Axiom Space, которая объявила имена тех, кто полетит в составе первой частной миссии к МКС в 2022 году: вице-президент Axiom Space Майкл Лопес-Алегриа (бывший астронавт NASA) и три непрофессионала.
Планы у Axiom Space даже масштабнее, чем у Безоса: это и организация полетов туристов и исследователей на МКС на кораблях SpaceX и Boeing, и разворачивание целого сегмента на МКС с последующей его отстыковкой от станции. Если верить СМИ, Axiom Space купила место на «Союзе» для астронавта NASA Марка Томаса Ванде Хая.
Впрочем, и Space Adventures, как уже не раз анонсировали массмедиа, заключила контракт со SpaceX на отправку туристов в космос. На этом фоне очень грустно читать о закрытии нашей частной космической компании «КосмоКурс», планировавшей строить космодром в Нижегородской области и отправлять на орбиту туристов. Правда, на горизонте появилась новая компания Success Rockets с планами постройки космодрома уже в Ростовской области.
Юрчихин
Юрчихин

- Пока «Роскосмос» переносит совместную с европейцами марсианскую программу на 2022 год и рапортует о создании новых двигателей, Илон Маск что ни месяц запускает многоразовые ракеты-носители (РН). У России такие есть хотя бы в планах?

Федор Юрчихин: Выгодность многоразовых РН перед одноразовыми — это только разговоры. Хотя недавно специалисты МГТУ имени Н. Э. Баумана подтвердили экономическую окупаемость и прибыльность проекта по использованию РН Falcon 9 при запуске малых спутников по фиксированной цене и на регулярной основе.

- Но на слуху заявления о том, что американский космос дороже (это правда), что NASA работает в связке с Пентагоном (тоже правда) и демпингует на рынке запусков (также верно). Один вопрос: а что мешает нам делать то же самое? Чем такая позиция плоха?

Сергей Горбунов: Лично я не уверен в выгодности многоразовых кораблей, но соглашусь, что расчетов на сей счет не проводилось, хотя как минимум одна попытка была. Но в одном я уверен: многоразовые РН дороже — и в производстве, и в обслуживании.

Главная опасность всех многоразовых ракет — посадка. Удар не в том месте или чуть более сильный, чем планировалось, — и РН можно списывать.

Внутреннее повреждение никто даже искать не будет, а дать старт такой ракете — значит рисковать, что в любой момент дефект может сработать, и тогда жди аварии.

Впрочем, такое случается не только с многоразовыми носителями. В истории был случай после передачи Военно-космических сил в РВСН (ракетные войска), когда ракетчики отправили ракету в Плесецк без предосторожностей (не литерным поездом, как было заведено). В результате часть вагонов с блоками ракеты получила повреждения, которые привели к ее последующему списанию, так как никто не мог гарантировать целостность.

-3

Федор Юрчихин: Дело не только в многоразовости американских ракет. Дело в их количестве и качестве. У США сегодня готовы к стартам Falcon 9 (более 100 успешных запусков), сверхтяжелый Falcon Heavy (три успешных старта), Delta IV Heavy и Atlas V, многоразовая РН New Glenn (Blue Origin Джеффа Безоса), в разработке еще одна сверхтяжелая ракета SLS.

Теперь корабли: многоразовый Boeing X-37B Orbital Test Vehicle (провел на орбите 780 суток, тогда как «Буран» или «Шаттл» были рассчитаны всего на 30 дней), пилотируемый Crew Dragon (Илон Маск), в разработке пилотируемый корабль CST-10 Starliner (проект NASA и Boeing с удачными тестовыми полетами) и многоразовый Orion (Lockheed Martin)

А что у нас? «Ангара-5» и «Союзы». Корабль и вовсе один — «Союз». А что же с новым кораблем, который сменил уже столько названий? В прошлом году был назначен главный конструктор по новому кораблю, и тогда же я задавался вопросом, а готова ли конструкторская документация на производство нового транспортного корабля? Ведь от этого зависят сроки и изготовления, и испытаний… А время идет, другие страны устремляются вперед. Я имею в виду не только США: Китай в 2020 году провел натурные испытания своего нового транспортного корабля.

Сергей Горбунов: Подтверждаю: конкуренция год от года обостряется. Пока мы размышляем или делаем заявления, кто-то делает аппараты, двигатели или ракеты и занимает место на рынке.

Космос — сфера, где в норме промышленный шпионаж. Но мы не умеем работать в таком нездоровом климате.

Иначе не потеряли бы единственную на тот момент в мире разработку — энергетическую установку на ядерном горючем «Топаз», предназначавшуюся для выработки электроэнергии при нехватке мощностей солнечных батарей в дальних космических полетах или при больших нагрузках. Ее конструкция стала известна американцам. История в 1980-х наделала немало шума.
Дело было так: американцы пригласили нас к себе на выставку, куда наши чиновники привезли «Топаз». А вот вернуть обратно не смогли — американский закон запрещает вывозить из страны высокотехнологичное оборудование двойного назначения. Дело не в том, что американцы повели себя не по-джентльменски, а в том, что российские чиновники не просчитали шаги и не задумались о последствиях.
Двигатель Топаз
Двигатель Топаз

Смешно и грустно друзья. Есть мысли на этот счет?