В документах героя военные бюрократы записали его национальность, как: "тунгус из рода хамниганов", что в дословном переводе означает "лесной человек".
Номоконов Семён Данилович появился на свет 12-го августа 1900 года в небольшой деревне Нижний Стан, расположившейся в тайге Забайкальского края. С юных лет мальчик начал познавать не только навыки скотоводства, но ещё и его главное подспорье — а именно, охоту. Как и у многих других потомственных охотников Сибири, у Семёна был развит талант чрезвычайно меткой стрельбы.
Кроме того, он получил профессию плотника. Поэтому во время начала Великой Отечественной Войны отцы-командиры не сразу рассмотрели в 41-летнем призывнике меткого стрелка и определили его в помощники кашевару. Вскоре повар полевой кухни прогнал неумелого ученика из-за того, что тот не мог даже правильно нарезать хлеб.
В августе 1941 года нерадивый красноармеец попадает в санитарную команду, где ему доверяют лишь изготовление деревянных носилок и костылей. Такое положение вещей изменили два случая: В первом госпиталь Номоконова был окружён противником, но плотник не поддался панике и смог пробиться к своим.
Командованием было принято решение всех спасшихся окруженцев отправлять в новосозданную 34 армию. Там будущий герой получил свою первую "тульскую винтовку под номером 2753" и начал удивлять офицеров первоклассной стрельбой.
Во втором случае, уже будучи сапёром 529-го стрелкового полка, Семён спас жизнь командира, ликвидировав 8 фашистских разведчиков-диверсантов. Осенью 1941 года вышестоящее руководство наконец-то догадалось об истинном таланте бойца, что определило дальнейшую карьеру одного из самых метких снайперов в военной истории СССР.
Интересный факт: До 1942 года хамниган бил без промаха немцев не используя оптический прицел.
Уже после окончания войны пожилой Семён Данилович получил из немецкого города Гамбург неожиданное письмо. Автором послания оказалась преклонного возраста фрау, которая потеряла на Восточном фронте своего сына Густава Эйрлиха. Она спросила, вымаливает ли снайпер прощения у Бога за всех тех, кто не вернулся домой с полей сражений по его вине. Мудрый ветеран написал фрау краткий и справедливый ответ:
"Вполне возможно, уважаемая женщина, что на трубке, которую я курил на фронте, была отметка и о вашем сыне — не запомнил всех грабителей и убийц, которые пришли с войной и которые оказались на мушке моей винтовки... Если бы своими глазами увидели вы, немецкие женщины, что натворили ваши сыновья в Ленинграде, прокляли бы их".
По официальным данным за время войны меткому стрелку удалось устранить 369 солдат и офицеров врага. Хотя, скорее всего, их было значительно больше.
По старинному обычаю сибиряк вёл счёт своим трофеям, отмечая каждого поверженного противника отметками на своей трубке. Главным трофеем "Сибирского Шамана" (так его прозвали испуганные немцы) стал нацистский генерал-майор, прибывший из самого Берлина для инспекции положения дел на фронте под Валдаем.
Фашисты боялись Номоконова как огня. За его голову была назначена огромная награда. На Семёна начали охоту десятки лучших снайперов-профессионалов. После того как стрелок их всех ликвидировал, его пытались переманить на сторону врага лживой пропагандой.
Как бы там ни было, снайпер прошёл всю войну с немцами до конца и, в составе 221-й стрелковой дивизии, отправился воевать против Квантунской армии японцев, поработившей Китай.
Снайперскому отделению старшины Номоконова было поручено устранять японских смертников-диверсантов, которые пытались уничтожать бронетехнику советских войск. Однако нашёлся, пожалуй, единственный за всё время войны вражеский солдат, которого Семён пощадил.
19 августа 1945 года на юге Восточного Хингана молодой японский боец решил пополнить в реке запас питьевой воды. Он с опаской оглядел окрестности и тихо подполз к кромке воды, скрытой от посторонних глаз высоким обрывом.
Восточный фашист старательно умылся, набрал во флягу воды, встал и, ничего не подозревая, направился назад. В этот момент солдата отбросила назад невидимая сила. Затем до его ушей донёсся отдалённый звук выстрела, а в центре своей фляги он увидел аккуратную дыру.
Несколько минут спустя из прибрежных кустов показался уставший человек в маскировочном халате, который небрежно держал в руках винтовку с оптическим прицелом. Он с укоризной взглянул на японского бойца, затем опустил оружие и повёл солдата в плен.
У благодарного японца ни на секунду не возникло желания оказать сопротивление этому великодушному человеку. Этот выстрел стал последним в военной карьере Семёна Даниловича Номоконова.
Не стесняйтесь подписываться на канал, и тогда Вы не пропустите новый материал. Спасибо за внимание и всего доброго.