Одна из самых главных инди-поп звёзд 2010-х, певица Marina выпустила пятый студийный альбом, на котором внезапно стала очень ярой феминисткой и резко поменяла музыкальный стиль. Приглашаю послушать, что же у неё получилось.
Первый сингл с альбома вышел ещё в прошлом году, назывался Man's World, и тогда ничего не предвещало беды. Песня была вполне в стиле Марины: плавная, с красивым вокалом, немного слабая для лид-сингла (она и не стала особо большим хитом). Текст показался мне немного прямолинейным – певица заявляла, что больше не хочет жить в мужском мире. Но продакшн как-то сглаживал смысл песни, да и подобные темы не новы в дискографии Марины: то она поёт про несчастья подростков, то про глобальные проблемы в отношениях, то рассуждает на философские темы человечности, смерти и смысла жизни.
Но с последующими синглами стало понятно, что она очень резко сменила траекторию своей карьеры. От тропических ритмов на Love+Fear и попыток попасть в мейнстрим с поп-звучанием, но инди-душой Марина ринулась обратно в инди-поп. Но не тот игривый, с которого она начинала карьеру, а очень агрессивный. Местами альбом даже напомнил мне панк-музыку: энергией, текстами, мелодиями... А вот продакшн и структура альбома, на удивление, чаще напоминали мне русскую поп-музыку из девяностых: немного рока, немного попа, немного почти барочных баллад на пианино.
Это очень даже хорошо, потому что я немного боялся, что весь альбом будет яростным, обличающим опытом, где Марина будет выступать в роли вечного обвинителя. Так можно было подумать после прослушивания трёх последних синглов...
Тоже хочу отметить, что не только общая идея альбома и его звучание резко поменялись, но и подход Марины к написанию текстов. Создалось ощущение, что от более общих историй и философских тем она теперь обращается к конкретным событиям в мире. Пожалуй, Man's World остаётся самой абстрактной из песен, где говорится о природе и её попытках избавиться от человечества – всё это предрекали ещё древние религии, чтобы контролировать народ и заставлять его жить по нужным правилам.
А вот на Purge the Poison Марина вспоминает 2007, «когда нулевой размер был в моде, Бритни побрила свою голову, а всё что мы сделали, назвали её сумасшедшей». Этот текст мне не нравится как раз из-за позиции Марины. Она стала популярной пару лет спустя, и что-то я не помню, чтобы она пыталась повлиять на индустрию в то время. Вместо этого она работала с топовыми продюсерами и помалкивала. Теперь внезапно она пытается обвинить в чём-то не только индустрию, но и всех людей...
Ещё ей не даёт покоя Харви Вайнштейн. Вместо того, чтобы предать забвению недостойного человека, она вспоминает его и на Purge the Poison, и надела футболку с его именем в клипе Venus Fly Trap, который тоже посвящён демонизации индустрии (её буквально представляют в виде какого-то монстра) и демонстрации невинной, прекрасной Марины. Снято неплохо, бюджет у клипа выше, чем у предыдущих видео, но этот сентимент мне не нравится. Являясь частью индустрии, слишком поздно 11 лет спустя пытаться от неё отречься.
Та же Purge the Poison в принципе оказывается самой насыщенной песней в плане тем. Марина тут успела ещё и раскритиковать капитализм, который и использует поп-культуру с целью влияния на людей.
Нужно очистить яд, показать нам нашу человечность.
Всё плохое и хорошее, расизм и женоненавистничество.
Ничего уже не скрыто, капитализм сделал нас бедными.
Боже, прости Америку за каждую войну.
К критике капитализма она возвращается на New America (наверно, больше всего напоминает мне русскую попсу 90-х). Здесь Марина поёт о культурной апроприации и как США присвоили себе музыкальные жанры чёрных, о войнах и внушении мужчинам, что насилие – это мужественно, о белых улыбках, символизирующих Голливуд и опять же индустрию, и попытках скрыть за ними всю правду об этой страшной стране.
Внезапно она даже вспоминает пищевые цепочки и пищевую промышленность – ощущение, что вместо психотерапевта после расставания со своим парнем Марина выплёскивала весь свой яд (да, я сейчас типа намекаю на название Purge the Poison) в песнях, при этом считая себя богом, наблюдающим за людьми со стороны, и уже не относя себя к человечеству. Такие мотивы уже проскальзывали на прошлых её альбомах, но не в таких угрожающих строчках:
Америка, Америка, Америка,
Ты не можешь похоронить правду.
Время заплатить по счетам.
Звёзды светят для тебя,
Потому что скоро засияет свобода.
И хотя в этих энергичных песнях мне нравится продакшн, мелодии, я не могу оценить текст. Кажется, это круто, что он на острые темы и что артистка поёт о том, что её волнует. Но, с другой стороны, местами это похоже на поток сознания, который призван обратить на Марину внимание меньшинств. Так как эпоха соцсети tumblr закончилась, и Маринины фотографии с сердечком на щеке (как на альбоме Electra Heart) уже не впечатляют подростков, теперь нужно выбрать новые стратегии: петь о феминизме, расизме, насилии...
Поэтому больше всего на альбоме меня привлекли совсем другие песни: Highly Emotional People очень красивая баллада об эмоциях и том, как бывает сложно открыться даже любимому человеку. Pandora's Box, Flowers – тоже приятные песни с драматическими строчками, скорее рассказывающими об отношениях между людьми, а не о грехах человечества в целом или горячих темах. И такие песни я нашёл более убедительными и трогательными, чем энергичные номера. Ну и радует, что закрыть альбом Марина решила на приятной ноте и песне Goodbye.
Я уже довольно много сказал про этот альбом, и пора бы подвести итоги. Мелодии цепляющие, продакшн интересны, альбом получился сбалансированным, и, как всегда у Марины, откровенно проходных треков нет. Тексты меня не особо порадовали, хотя порадовала творческая свобода певицы. С другой стороны, я сомневаюсь, насколько это всё написано искренне, и не является ли всего лишь частью большого плана и сценического образа. Ставлю 4/5.
______________________
Читайте также на канале:
Культовый альбом Electra Heart или как обанкротить лейбл за год?
Достойны внимания: новички easy life и дебютный альбом life's a beach
Протестные песни: музыкальная подборка для оппозиционных митингов
О гомофобии, расизме и хорошей поп-музыке: обзор Lady Gaga – Born This Way 10 лет спустя
Недооценённый шедевр: Lana Del Rey – Honeymoon
______________________
Понравилась статья? Не забудьте оценить её, оставить комментарий или подписаться на канал, чтобы быть в курсе новинок из мира качественной поп-музыки.