Три с половиной тысячелетия назад Египет еще не являлся всесоюзной здравницей. Страна пирамид, которая стала одним из первых мест появления человеческой цивилизации, на тот момент являлась развитой восточной империей. Многие соседи с жадностью смотрели на ее процветающие земли, да и сами фараоны при случае не упускали случая «подоить» окружающих дикарей.
Впрочем, некоторые из них были не такие уж и дикие. Основной массой населения на Ближнем Востоке к тому времени давно стали семиты. Они пришли из Африки, миновав владения египтян, расселились по всему региону и основали государства разной степени прочности. Многие их них сохраняли прежние кочевые традиции – скитаться со своими стадами тогда было довольно легко. Обширные территории Сирии и Аравии в тот момент представляли из себя степи, а не пустыни.
Мы знаем, что кочевые культуры всегда рождают сообщества стойких и упорных воинов. Так вышло и на этот раз – коалиция сирийских племен ушла на юг и покорила Египет. В истории этой страны эта эпоха называется правлением гиксосов – так египтяне называли народы, живущие в Азии.
Гиксосы на тот момент получили заметное технологическое преимущество. Они изобрели серповидный меч копеш, знали дальнобойный составной лук, освоили коневодство и колесницы. В конце концов, они освоили более совершенные способы обработки бронзы и отливали доспехи, защищавшие все тело.
Это привело к разгромной победе, и в Египте воцарилась иноземная династия. Верхушку общества составляли воины из скотоводческих кланов. Местным жителям они не очень доверяли, за что в итоге и поплатились. Через несколько поколений Южный Египет освоил военные новинки, подтянул ресурсы и вышвырнул в Азию клятых чужаков.
И вот тут мы находим очевидные параллели с библейской историей. Согласно Ветхому Завету, евреи, как народ кочевников, вышли их Месопотамии и скитались по Ближнему Востоку. Когда в степи начался голод, они отправились в страну пирамид и были приглашены там поселиться самим фараоном. Сначала жилось неплохо, но затем детей Сиона стало слишком много. Когда старый правитель ушел из жизни, новый начал их притеснять. Израильтяне были в рабстве долгих двести лет, а затем покинули страну, чтобы уйти на новое место.
Библейскую историю можно трактовать и по-другому. Случился голод – не это ли повод, чтобы Египет завоевать? Пригласили поселиться – а кто это мог сделать, кроме гиксосского фараона-кочевника? Заставили много работать – ну да, власть сменилась, теперь в этой стране буржуи скотоводы не в чести.
Вот еврейский народ и ушел. Когда беглецы успешно избежали погони фараонова войска, они остановились на год у горы Синай, где стали основателями первой в человеческой истории монотеистической религии. Тут возможно еще одно египетское влияние – как раз в то время правил фараон-реформатор Эхнатон. Этот достойный, но неосмотрительный правитель отправил в забвение бесчисленное множество египетских богов, и ввел взамен лишь одного небожителя.
Евреи могли быть его сбежавшими сторонниками!