Найти в Дзене

Как при Сталине чекисты из НКВД попадали в Штрафбаты!

В современной России одной из главным идеологем является антисоветизм, подкрепленный государственными рычагами. Рупором этой идеологемы является кинематограф, закабаленный Фондом кино и лично Мединским. Из года в год на протяжении нескольких десятилетий они массово штампуют антисоветские фильмы, в которых присутствуют: а) религиозная пропаганда; б) ложь; в) недоговорки; г) умолчания; д) идиотские акценты. И самым убитым и ужасным персонажем в этих фильмах является сотрудник Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) из которого делают абсолютное зло, машину для расстрелов и убийств, тупицу и идиота и т.п. Принимая во внимание, что большинство сотрудников НКВД такими не были, иначе бы их клеймил каждый второй ветеран, да и войну без их серьёзной работы мы бы вряд ли выиграли. Реальная жизнь же не делится в большинстве случаев на «черное» и «белое», и по этой причине, на которой спекулируют «либеральные», «монархические» и другие антисоветские деятели, в нашей истории были сотрудники Н

В современной России одной из главным идеологем является антисоветизм, подкрепленный государственными рычагами.

Рупором этой идеологемы является кинематограф, закабаленный Фондом кино и лично Мединским. Из года в год на протяжении нескольких десятилетий они массово штампуют антисоветские фильмы, в которых присутствуют: а) религиозная пропаганда; б) ложь; в) недоговорки; г) умолчания; д) идиотские акценты.

И самым убитым и ужасным персонажем в этих фильмах является сотрудник Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) из которого делают абсолютное зло, машину для расстрелов и убийств, тупицу и идиота и т.п.

Принимая во внимание, что большинство сотрудников НКВД такими не были, иначе бы их клеймил каждый второй ветеран, да и войну без их серьёзной работы мы бы вряд ли выиграли.

Реальная жизнь же не делится в большинстве случаев на «черное» и «белое», и по этой причине, на которой спекулируют «либеральные», «монархические» и другие антисоветские деятели, в нашей истории были сотрудники НКВД с непростой судьбой. Нужно заметить, что таковые люди встречались не только в НКВД, но и, например, в прокуратуре и армии.

С другой стороны, советская судебная система, выстроенная в сталинское время к началу войны, к каждому делу подходила дифференцированно.

И первым товарищем в наших историях о Героях с непростою судьбой будет бывший командир (на момент осуждения — прим.) 8-й роты 273 стрелкового полка внутренних войск НКВД СССР ст. лейтенант Попов Владимир Андреевич.

Попов В.А.
Попов В.А.

Наш герой родился в 1916 г. в п. Архиповка, Новосибирской области. По социальному положению являлся служащим. В советское время успел получить среднее образование. Окончил Саратовское 3-х годичное военное училище пограничных и внутренних войск НКВД. Проходить службу начал с 1937 года. В 1942 году вступил в партию, став членом ВКП(б). До осуждения имел пять поощрений и два взыскания по службе (по ст. 193-7 п «a» УК РСФСР).

Уголовный кодекс РСФСР, ст. 193-7 п «а» в редакции 1950 г.: «Самовольная отлучка рядового и младшего начальствующего состава продолжительностью до двух часов, совершенная впервые, влечет за собой предание товарищескому суду или наказание в дисциплинарном порядке»

На войне, до осуждения Военным трибуналом, тов. Попов выполнял важнейшие задания и поручения по обеспечению безопасности обороны у г. Орджоникидзе за что получил медаль «За отвагу» в 1942 году.

Из наградного листа на тов. Попова от 1942 г.:

«тов. Попов — преданный сын делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине. Свою преданность Родине тов. Попов показал на строительстве обороны у гор. Орджоникидзе, где при самых неблагоприятных условиях (отсутствие лесоматериалов и транспорта) сумел создать из своего участка неприступную крепость.
Во время боевых действий т. Попов с честью выполнил приказ командования и не пропустил врага через свои позиции.
При несении оперативной службы рота тов. Попова имеет до 900 задержаний [фашистов и врагов народа]. Сам лично Попов поймал районного немецкого шефа гор. Баксан, у которого впоследствии [был] найден большой запас хлеба и 14 750 рублей денег»

На войне, как и в жизни, у людей есть свои характер и слабости, которые всегда разные и могут быть довольно своеобразными. Такими они оказались и у нашего героя Попова.

Из приговора Военного трибунала 10 стрелковой дивизии ВВ НКВД СССР:

«За время нахождения на службе в 273 стрелковом полку в должности командира роты, начиная с апреля месяца 1943 г., подсудимый Попов систематически в корыстных целях занимался злоупотреблением своего служебного положения, допуская превышение власти и преступно-халатно относился к порученному ему делу.
Так, в феврале месяце 1943 года, в период проведения частями войск НКВД операции по борьбе с бандитизмом в Карачаевской автономной области, будучи начальником гарнизона, в ауле Карт-Джюрт, подсудимый, вопреки существующим приказам вышестоящего командования о запрещении общения личного состава части с местным населением, проявив притупление бдительности, связался с подозрительными элементами из местного населения, в частности с неким Азретом Баташевым, который имел свободный доступ в расположение гарнизона. Подсудимый Попов, нарушив установленный порядок, дважды выдал пропуск на выезд из аула Азрету Баташеву, который пообещал привести ему за это спиртные напитки, но, будучи изобличен в принадлежности к одной из бандгрупп, последний больше не показывался.
В ноябре месяце 1943 г., перед проведением операции по выселению карачаевцев, в ауле Эль-Кут, подсудимый Попов, будучи предупрежден о неразглашении намеченных мероприятий, преждевременно объявил всему личному составу своей роты о предстоящей операции, тем самым нарушил приказ командования.
В марте месяце 1943 г. в ауле Карт-Джюрт, в помещении офицерского состава, по случаю получения медали, организовал вечер с выпивкой, куда были приглашены женщины-карачаевцы.
После выселения карачаевцев в ноябре месяце 1943 г., в ауле Первомайском, при несении гарнизонной службы, подсудимый Попов из домов выселенных незаконным путем брал: 3 овчинных кожи, 1 перину, 1 ватное одеяло, 2 мешка кукурузы и 5-6 мешков муки. Причем, кукурузу он продал через одну гражданку и на вырученные деньги получил от последней 4 литра спиртных напитков, а муку сдал в столовую части.
В декабре месяце 1943 г. в Калмыцкой АССР, во время выселения калмыков, подсудимый Попов для своих личных нужд из бесхозяйственных домов брал 1 пару хромовых сапог и 8 штук лисьих шкур. Кроме того, им были отобраны хромовые сапоги у красноармейца Мартиросяна и крои на сапоги у красноармейца Сейфудинова, взятые последним в домах после выселения калмыков. Из этих предметов одни хромовые сапоги он взял себе, а часть шкур передал командиру взвода Тишаеву, а остальные сдал в сапожную мастерскую части.
В августе месяце 1943 г. у прибывшего из госпиталя красноармейца Котова отобрал шинель английского образца, из которой сшил себе китель, а взамен отдал ему свою старую шинель.
В июле месяце 1943 г. во время дислокации части в г. Невыномысске, в целях личной наживы, подсудимый Попов допустил незаконное использование подчиненных им красноармейцев и транспорт части. Так, например, он давал незаконное приказание повозочному роты Кукину перевезти сено для его хозяйки, пообещавшей за это подсудимому патефон и велосипед; то же самое и для другой гражданки, с которой он находился в интимных связях. Выполнив приказание подсудимого, повозочным Кукиным, путем путем хищения, было привезено для упомянутых гражданок 6 возов сена. Таким же путем, по приказанию подсудимого, был перевезен воз сена красноармейцем Сентябовым одному портному, который их своего материала сшил для подсудимого каракулевую шапку.»
РГВА. Фонд. 38650. Опись. 1. Дело. 950. Источник: «Память народа»
РГВА. Фонд. 38650. Опись. 1. Дело. 950. Источник: «Память народа»

Военный трибунал приговорил тов. Попова В.А. к 5 годам ИТЛ, без поражениях в правах, но срок осужденному отсрочили и направили в действующую армию.

РГВА. Фонд. 38655. Опись. 1. Дело. 17. Источник: «Память народа»
РГВА. Фонд. 38655. Опись. 1. Дело. 17. Источник: «Память народа»

Товарищ Попов не заставил долго ждать и уже в августе 1944 года, проходя службу разведчиком 8-го отдельного штрафного батальона 1-го Белорусского фронта, был награжден медалью «За отвагу» за совершенный в июле месяце 1944 года подвиг.

Из наградного листа на тов. Попова от 1944 г.:

«Тов. Попов, будучи в группе нападения разведки батальона, в ночь с 9 на 10.07.1944 г., в районе с. Текля столкнулся с немецкой разведкой, по сигналу командира смело преградил ей путь отхода, чем обеспечил успешный захват пленных. Причем, лично уничтожил три немца
ЦАМО РФ. Фонд. 33. Опись. 690155. Дело. 1538. Источник: «Память народа»
ЦАМО РФ. Фонд. 33. Опись. 690155. Дело. 1538. Источник: «Память народа»

После войны в 1950 году был награжден медалью «За боевые заслуги», а в 1954 г. орденом «Красной звезды». В этом же году окончил свою службу. Список наград: медали: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда», «За отвагу» (дважды), «За боевые заслуги», ордена: «Красной звезды» (1954 г.) и «Отечественной войны I степени» (1985 г.).

Источники: документы ЦАМО РФ и РГВА с "Память народа"