С недавнего времени в строю ГИБДД появились современные летательные аппараты. При помощи дронов и БЛА(беспилотных летательных аппаратов) сотрудники правоохранительных органов выявляют водителей, основным нарушением которых является пересечение сплошной линии разметки.
В большинстве случаев данными «гаджетами» сотрудники ГИБДД пользуются в регионах на трассах между крупными населенными пунктами. На фото, которые передаются инспекторам дронами и БЛА, видны дата и время нарушения, а также автомобиль, который совершает обгон с пересечением сплошной линии разметки и заездом на встречную полосу.
По информации ГИБДД, запуски дронов и беспилотников осуществляются совместно с региональными управлениями Росгвардии, которые специализируются на БЛА. Летательные аппараты дают инспекторам возможность контролировать участок дороги протяженностью до 10 километров. Сотрудник ГИБДД, заметивший с помощью дрона или БЛА нарушителя, переводит технику в режим частичного автопилота. Программное обеспечение летательных аппаратов позволяет сопровождать машину в автоматическом режиме до момента её остановки сотрудниками ГИБДД. Когда аппараты видят нарушения, они сохраняют видеозапись в «облаке» на жестком диске. Сотрудники ГИБДД уже на земле останавливают автомобиль и предъявляют водителю запись нарушения. Данное видео также приобщают в качестве доказательства к составленному протоколу.
Когда управление ГИБДД обзавелось данными аппаратами, водители сразу задались вопросом законности данных штрафов, прилетевших из воздуха. Представители ГИБДД сразу сослались на статью в КоАП 26.2. В ней говорится, что «доказательствами по делу о правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела». Иными словами, доказательством нарушения может быть любая видеозапись. Видеозапись с дронов и БЛА инспекторы ГИБДД могут использовать только при фиксации факта выезда на встречку. В случаях с нарушением скоростного режима штрафы пока не приходят, потому что для фиксации превышения скорости, беспилотные летательные аппараты должны соответствовать специальным требованиям по метрическим измерениям, чего пока нет.
Юристы, в свою очередь, говорят, что инспектор имеет полное право использовать фото и видео материалы для подкрепления к постановлению о нарушении, если на них отчетливо зафиксированы автомобиль, государственный номер, само нарушение, дата, время и место нарушения.
Но при этом они считают, что если копнуть глубже и досконально изучить все данные самих беспилотников и фото и видео материалов с них, то можно попробовать оспорить составленный протокол. Так, недавно, житель Новосибирска оспорил подобный протокол с помощью фото со спутника. Они оказались точнее и отчетливее, чем фото, сделанные с помощью дронов и БЛА.
В ГИБДД отмечают, что профилактические рейды проходят регулярно, их цель - снижение аварийности, профилактика агрессивного вождения и антиобщественного поведения на автодорогах. За один день дроны и БЛА помогают выявлять от четырёх случаев выезда на полосу встречного движения.
Управление ГИБДД обосновывает ввод в эксплуатацию технических устройств простотой в управлении, стоимостью ниже стационарных камер и возможностью применения как в дневных, так и в ночных условиях.