Найти тему
Все о танках

БТ-2 – легкий советский колесно-гусеничный танк

Оглавление

Самый популярный и второй по объемам производства советский легкий танк предвоенного периода. Танки БТ-2 состояли в штатах танковых и механизированных бригад, а также корпусов основным назначением которых было решение самостоятельных задач, главным образом как инструмент развития успеха. Помимо этого танки БТ-2 состояли в составе механизированных полков кавалерийских дивизий. Свое крещение огнем получили в ходе боев во время революции в Испании. 

Для поддержки республиканских войск только в тысяча девятьсот тридцать пятом году туда отправили пятьдесят советских танков БТ-5. Годом позднее БТ-7 приняли участие в составе второй механизированной бригады в боях на озере Хасан. Весной 1939-го года в боях у реки Халин-Гол были задействованы две танковые бригады, имевшие в своем составе танки БТ общим числом около 400 боевых машин. В течении «зимней войны» значительное число БТ всех модификаций приняло участие в боях в составе тридцать четвертой легкотанковой бригаде и десятом танковом корпусе.

К началу войны РККА в танковом составе приграничных округов числились 396 танков БТ-2 из общего числа в 7549 машин всех модификаций.

История создания легкого танка.

-2

Данная боевая машина сконструирована на основе колесно-гусеничного танка М.1931, талантливого американского конструктора У.Кристи. Для определения степени трудоемкости будущего БТ-2, в Нью-Йорк отправился член НТК Н.Тоскин. И вскоре на имя И.Халепкого пришло уведомление о готовности изобретателя Кристи, посетить СССР. К уведомлению прилагались 127 листов чертежей нового танка. По условиям контракта, Кристи обязывался в начале осени 1930 г. предоставить два танка представителям заинтересованной стороны, в качестве которых выступал АМТОРГ. Но затянул изготовление танков, так что первый танк отгружен в СССР лишь в конце сентября 1930г. Танки прибыли как раз после показа военным английского «Виккерса» и в начале марта 1931г, первый танк Кристи был отгружен на склад АБТУ.Советское правительство приняло решение о лицензионном строительстве танка, раньше, чем он прибыл в Советский Союз. Индекс новой машины, который согласно системе сквозной нумерации должен быть либо Т-28 либо Т-29. Но поскольку танк не отвечал всем требованиям существующей системы танкового вооружения, то армейского индекса не получил, а наиболее разумным показалось присвоить ему индекс «БТ» - аббревиатура «быстроходный танк». На показах верхушки РККА, прошедших 14 марта 1931 г. боевая машина в целом понравилась, хотя впечатление которое она произвела, было несравнимо с отзывами, о танке, купленном в Англии.

-3

В наше время может показаться странным, но поспешность, с которой осваивали в производстве танк БТ-2, объяснялась опасением, что это танк будут строить в Польше. Изначально, в качестве места основного производства рассматривался автозавод в Ярославле (ЯАЗ). Его руководство убедительно говорило о возможности быстрого освоении производства будущего танка БТ-2, при условии, что заводу окажут кадровую и техническую помощь.Через некоторое время стало очевидным, что Ярославский автозавод не в одиночку, не при помощи АМО, не сможет производить заокеанскую новинку. На совещании прошедшем, в апреле 1932г. на заводе «Большевик», в присутствии Ворошилова, Тухачевского и Халепского было решено построить в текущем году на производственных мощностях завода 100 танков БТ-2. Выполнение заказа обеспечивалось прекращением выпуска Т-18, а также дополнительными поставками цементованной брони.

Вследствие того что план производства легкого танка Т-26 заводом «Большевик» постоянно срывался, а ХПЗ им. Коминтерна, в виду прекращения выпуска танков Т-24 оказался не задействован, то заказ на БТ-2 был перенесен в Харьков. Что было вполне разумно, поскольку инструментальный и станочный парк завода мог практически полностью изготовить БТ, при условии кооперации по двигателю, вооружению и литью. К 17 мая был готов план производства БТ-2 на Харьковском заводе.

План предусматривал изготовление первой партии легких танков в количестве 100 штук к началу 1932г. Окончательное решение о судьбе БТ-2 принято 23 мая 1931г., когда Комитет обороны решил принять на вооружение легкий танк БТ как «быстроходный танк-истребитель».

Производство танков БТ-2.

-4

Налаживание серийного производства БТ-2 проходило медленно и сопровождалось большими трудностями. Для выполнения производственной программы не хватало самого важного – кадров, станков, сырья и материалов. Проблемы собственного производства ХПЗ, осложняли проблемы смежников. Срывались поставки шарикоподшипников, двигателей, деталей из брони для производства корпусов танка, коробок перемены передач. Особую тревогу вызвали поставки двигателей «Либерти», выпуск которых заводом «Большевик» прекратил.Завод Авиационного Объединения, который должен был принять эстафету производства двигателя М-5, достроен еще не был. Поэтому программа производства БТ-2 оказалась под угрозой возможного срыва. Чтобы снабдить первую партию из 100 легких танков БТ, советское правительство закупило двигатели «Либерти» в Америке, две партии по 50 моторов в сентябре и октябре 1931г.

-5

Оставшиеся БТ-2 двигателями должен был обеспечить один из авиационных заводов, на котором планировали восстановить выпуск М-5. Но в это время авиационные заводы переходили на выпуск более перспективного лицензионного двигателя М-17, поэтому программу выпуска БТ решили обеспечить закупкой в США дополнительного количества б/у двигателей.В январе 1932г в Краматорске освоили производство опорных катков и траков. Дополнительно из США поступило несколько металлообрабатывающих станов и получены первые 100 двигателей. Завершились испытания тридцати семи миллиметровой пушки ПС-2.

Но трудности производства отступать не хотели. Как оказалось, что двигатели АСТОРГ купил весьма плохого качества. Нередкими были случаи самовоспламенения, трудно заводились на морозе, постоянно перегревались. Многие двигатели из-за сильного износа поршневой группы отличались повышенным потреблением масла. Со своими функциями не справлялись воздухоочистители.Траки, которые отливали в Краматорске вплоть до конца 1933г, из-за литья из некачественной стали постоянно лопались. Шестерни КПП не держали нагрузки. Первые танки БТ-2 заказчик принял в марте-апреле 1932г. и одним из первых новинку получила мехбригада им. Калиновского. В части танки БТ поступали без вооружения, процесс освоения сопровождался большим количеством поломок и рекламаций соответственно.

Вооружение БТ-2.

-6

Согласно плану, главным оружием танка БТ-2 должна была быть 37-мм пушка. Сама пушка в это время серийно не производилась и не была принята на вооружение. Имеющаяся 37-мм пушка ПС-2 не освоена в производстве и с ее дальнейшим выпуском были определенные трудности. С другой стороны принята на вооружение 37-мм ПТП обр. 1930г., производство которой осваивал завод им. Калинина. По решению Артиллерийского комитета, КБ завода «Большевик» провело работы по наложению ствола с казенником пушки 19K (бывшая пушка «Ренметалл») в ложе танковой пушки ПС-2. В итоге получили 37-мм танковую пушку Б-3.Для освоения пушки в производстве ее предали на завод №8 им. Калинина, где не отказали себе в удовольствии и изменили ее индекс на собственный внутризаводской – 5К. Первые образы были отгружены заказчику в этом же году. Пушка не имела спаренного пулемета ДТ, как это было говорено заданием, неудовлетворительно работала полуавтоматика затвора. Как результат, в первом квартале 1932г, пришлось спешно корректировать чертежи башни, а 60 готовых башен приспосабливать под раздельную установку танкового орудия и пулемета. Но поскольку амбразура в башнях вырезалась «по-месту», то места где бы можно было установить шаровую установку спаренных пулеметов, не нашлось. Раздельно пушку и пулемет удалось установить только на 240 башнях нового выпуска.

-7

Первоначально планировали вооружить 37-мм пушкой первые 300 танков БТ, на все последующие должны были быть установленв 45-мм танковые пушки 1932г. Поскольку завод №8 не смог ее освоить в срок, остаток из 310 танков, также довольствовался пушкой Б-3(5-К).

Но проблемы были и с выпуском этих орудий, так завод им. Калинина отгрузил ХПЗ только 190 пушек, поэтому танки орудий, которым не хватило, должны были вооружить спаркой пулеметов ДТ. Понимая недостатки такого решения Комитет обороны, своим постановлением обязывал вооружить оставшиеся 300 танков, пушкой Гочкиса демонтировав их с танков Т-18. А с января 1934г., заменить эти башни, на башни рассчитанные под установку 45-мм пушки.

-8

Фактически это решение осталось на бумаге. Пушки танков Т-18 уже перекочевали на

 танки Т-26и все легкие танки БТ-2, которым не хватило 37-мм пушки Б-3, вооружали спаркой пулеметов или оставляли не вооруженными. Танков БТ в 1932г. изготовили 396 штук, а в1933г -224 танка. Танку присвоили индекс БТ-2, в связи с освоением новой модификации этого легкого танка.В тысяча девятьсот тридцать втором году прошла реорганизация танкового отдела ХПЗ. В его вошел СКБ, из состава, которого выделили группу молодых конструкторов занимавшихся совершенствованием серийных танков. Испытания новых танков проводил опытный отдел.

-9

Весной тысяча девятьсот тридцать второго года военная приемка приняла от производителя первые серийные танки. И в танковых частях приступили к освоению новых танков БТ-2. Одним из первых их получили танкисты механизированной бригады имени Калиновского.

Отзывы танкистов на новую машину были самые не благоприятные. Поломки при эксплуатации были обычным явлением. Проблему усугублял тот факт, что танкисты получали БТ-2 без вооружения. 

БТ-2. Внутренне устройство танка.

Легкий танк БТ-2 состоял из:

  • башни;
  • бронекорпуса;
  • двигательной установки;
  • трансмиссии;
  • вооружения;
  • ходовой части;
  • электрооборудования.
-10

Бронекорпус танка, являлся основной его частью. Его назначение - защита от бронебойных пуль и некрупных осколков снарядов полевой артиллерии. Бронекорпус одновременно служил рамой, на которой устанавливали узлы и механизмы танка. Форма корпуса коробчатая, сборка с использованием болтов и заклепок. Передняя часть заужена для обеспечения необходимого радиуса поворота передних колес. Бортовые стенки корпуса двойные, в промежутке располагались элементы подвески и бензобаки.Для удобства наблюдения механиком-водителем, а также сокращения мертвого пространства перед танком передний лобовой лист установлен под большим углом. Изнутри корпус разделен перегородками на отделение управления, боевое , трансмиссионное и силовое. В отделении управления устанавливались приводы управления передачей и трансмиссией, щиток с приборами, место для сидения механика-водителя.

Внутри боевого отделения уславливалось вооружение, приборы для наблюдения и ведения огня, стеллажи для размещения боекомплекта, противопожарное оборудование. Здесь же было оборудовано рабочее место для командира танка.

-11

Силовое и боевое отделения разделяла сплошная перегородка. В силовом отделении устанавливался бензиновый двигатель «Либерти» либо его отечественный клон М-5. Там же располагались радиаторы, аккумуляторная батарея и маслобак. Разборная перегородка отделяла трансмиссионное отделение от силового отделения. Коробка передач установлена в трансмиссионном отделении.Башня танка – клепанная, цилиндрическая. Спереди башня имела скос. Под скосом амбразура для пушки либо спарки пулеметов ДТ.

Силовая установка танка включала в себя двигатель, системы смазки, питания воздухом и топливом, охлаждения и запуска.

Танковый двигатель марки «Либерти» либо М5. Двигатель авиационный, четырехтактный, V-образный. Карбюраторный мотор имел 12 цилиндров и мощность 400 л/с. Система питания двигателя принудительная при помощи топливного насоса. Два бензиновых бака разместили по обе стороны двигателя, между бортовых бронелистов. Каждый бак имел емкость 180 л. Система смазки двигателя включала масляный бак емкостью в двадцать литров и масляного насоса, пары фильтров и манометра на щитке мевода.

-12

Ходовая часть. Особенностью БТ-2, во много отличавшей его от других танков было наличие колесно-гусеничного хода. При движении по дорогам с твердым покрытием, экипаж танка снимал гусеничные цепи и закреплял их на надгусеничных полках. Затем на ступицах задних колес устанавливались блокировочные кольца, устанавливали рулевое колесо на шток рулевой колонки. На смену типа движителя затрачивал около 40 мин. В таком состоянии привод от КПП передавался на заднюю пару колес.

Подвеска танка - индивидуальная пружинная. Три пружины, установлены вертикально между наружным бортом и внутренней стенкой и одна горизонтально внутри боевого отделения.

Вертикально расположенные пружины посредством балансиров связаны с задними и передними опорными катками.Основным вооружением БТ-2 была 37-мм ТП Б-3(5К) установленая в подвижной бронировке. Пушка могла вести огонь осколочным снарядом на дистанцию до двух километров. Начальная скорость БС -700 м/с, осколочной гранты -710м/с. Скорострельность пушки -12 выс./м. Пулемет ДТ считался вспомогательным вооружением. Его шаровая установка монтировалась справа от орудия. Наведение на цель пушки и пулемета в горизонтальном направлении при помощи планетарного механизма, а вертикальном направлении плечевым упором. Наведение на цель пушки производилось посредством телескопического прицела. Возимый боекомплект пушки -92 выстрела, для пулемета – 2709 патрона, в 43 дисках. Из-за дефицита пушек, часть танков несла пулеметную установку ДТ-2, редко ДА-2.