Прошлый год показал, что характерной чертой белорусов можно смело назвать чувство юмора. Реагировать на происходящее в стране без него было бы достаточно сложно, и многие публичные (и не очень) люди пытаются поддержать общество, транслируя реальность в юмористической манере. В первой части материала редакция «Бусла» решила посмотреть, что из юмора популярно у белорусов в Telegram. Вторая часть будет посвящена другим социальным сетям, где тоже есть чему улыбнуться.
TWITTER: ГРУСТНЫЙ КОЛЕНЬКА (@SADMIKALAI)
«Бастард, первый после Бога», — так звучало первоначальное название аккаунта, который в юмористической форме комментировал происходящее в Беларуси с позиции младшего сына Лукашенко Николая. На аккаунт подписано более 350 тысяч читателей.
Сначала тут обозревались типичные для белорусов темы: подсчет всех цен в долларах, поездки «на закупы» в Польшу и Литву.
Однако основная часть касалась новостей про «ньюсмейкера номер один».
В 2020 году все твиты в аккаунте были посвящены преимущественно политической ситуации в стране. Юмор стал жестче, в нем появилось больше личных мыслей автора, которого, как и многих белорусов, не устраивает происходящее.
INSTAGRAM: ПРОЕКТ «РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ» (@KORELMAN_SHOW)
В марте прошлого года два комика из Витебска Эдуард Буевич и Александр Коренман запустили проект «Региональные новости», в котором довольно комично интерпретируют белорусскую реальность. Ролики выходят в стилистике новостей на региональном канале. Материалом для сюжетов стали магазины сигарет «Табакерки», ситуация с коронавирусом, строительство и запуск Белорусской АЭС, досрочное голосование, тайная инаугурация, репрессии в отношении IT-сферы и многое другое. Как пояснили сами авторы, идея пришла им из-за отсутствия на белорусском ТВ негосударственных каналов, а изложение новостей в государственных СМИ часто очень агрессивное. В марте 2020 года вышел первый ролик «Региональных новостей» — про повышение цен на бензин, который даже показали в программе «Макаенка, 9» на «Беларусь 1». А уже второй ролик, посвященный закрытию границ, стал вирусным и разлетелся по всему Интернету, попав к комику Илье Соболеву. Другие видео также стали популярными в российских медиа. Так, ролик «Выборы — всегда праздник» показала команда «Редакции» в одном из выпусков.
Работы юмористов стилизованы под репортажи региональных СМИ: схожие планы, голос диктора за кадром и т.д. Учитывая репосты в другие паблики, общее количество просмотров роликов иногда доходит до миллиона.
INSTAGRAM: IN BELARUS WE SPEAK (@SPEAK_LIKE_BELARUS)
Почти 10 тысяч подписчиков насчитывает белорусский аналог украинского проекта In Ukraine we don’t say. Аккаунт ведется на белорусском, все картинки в нем начинаются с фразы «in Belarus we (don’t) say» (пер. в Беларуси мы (не) говорим), дальше добавляется фраза на белорусском.
В такой манере описываются белорусские события. Также подписчики узнают или вспоминают интересные выражения белорусского языка.
YOUTUBE: СТЕНДАПЕРЫ КОМИССАРЕНКО И УСОВИЧ
Белорусская повестка в Youtube представлена преимущественно политической аналитикой и обзором новостей. Тем не менее и там есть место юмору. В первую очередь стоит вспомнить про стендаперов из Беларуси Славу Комиссаренко (518 тысяч подписчиков) и Ваню Усовича (200 тысяч подписчиков). В своих выступлениях они расказывают об абсурдах белорусского режима, а благодаря Комиссаренко все наконец-то узнали, кто такой «чык-чырык».
Из-за своей политической позиции артисты, которые живут в России, не смогли организовать выступления на родине: так, Славе Комиссаренко Управление культуры Мингорисполкома отменило гастрольное удостоверение после «изучения материалов выступлений комика, размещенных в глобальной сети Интернет».
YOUTUBE: ДУЭТ «КРАСНАЯ ЗЕЛЕНЬ»
Известная оперная певица Маргарита Левчук (80 тысяч подписчиков) вместе с блогером Андреем Пауком создали юмористический дуэт «Красная зелень», который поет о насущных проблемах страны: ябатьках, поведении МВД, задержании блогеров. В образе гадалки певица «гадала» на представителей белорусской власти, поздравляя их с «Дном МВД», иронично отвечала Азаренку на его репортаж о себе, показала собственную версию ежегодного Всебелорусского субботника. Ролики набирают по несколько тысяч просмотров, и, судя по всему, творческий дуэт не собирается на этом останавливаться.